Как оцифровать кинопленку в домашних условиях

Наверняка у многих пылятся на полке катушки киноленты с семейным архивом, который снят на плёнку 8 мм. Рано или поздно у владельцев этих сокровищ возникает желание и дальше сохранять семейные реликвии. Но не на хрупкой портящейся киноленте, а на современных цифровых носителях. И для этого нужно сделать оцифровку киноплёнки с наименьшей потерей качества кадров. Что предпринять в этой ситуации?

Оцифровать самостоятельно в домашних условиях кинопленку можно двумя методами.

Осуществить такое желание в наше время особого труда не составит, достаточно обратиться в фирму, которая занимается оцифровкой подобной киноплёнки, таких фирм достаточно много. Всё было бы хорошо, если б не цена, которая на самом деле «кусается».

Есть ещё один вариант — оцифровать самому, если имеется цифровая видеокамера. Но одной камеры недостаточно, как минимум, нужен ещё раритетный кинопроектор (например, Русь), который придётся немного переделать.

Съёмка непосредственно с экрана

Самый простой и малозатратный способ — это прямая пересъёмка проецируемого кинопроектором изображения непосредственно с экрана. Съёмка осуществляется в следующих вариантах:

  • съёмка с абсолютным затемнением с расстояния в пару метров от экрана;
  • проекция кинокадров с незначительного расстояния на белый бумажный лист, используемый в качестве экрана;
  • съёмка камерой с передачей видео непосредственно в компьютер, а можно перегнать в компьютер позже с кассеты видеокамеры.

Способ не потребует особых ухищрений и доработок, при этом позже не надо почти ничего делать — получается практически полноценная копия изображения.

Практическая сторона

Для того чтобы осуществить на практике эти методы, понадобится 8-миллиметровый проектор советских времён, к примеру, «Луч» или «Русь». Скорей всего, такой проектор у владельцев архивов сохранился.

Дорабатывать его для такого способа пересъёмки не потребуется. Разве что надо будет заменить пассики, если они не хранились отдельно, смазанные силиконовой смазкой. Скорей всего, они потрескались за долгие годы и пришли в негодность. Ну и, конечно, смазать и почистить сам аппарат.

В качестве экрана можно применить специальный экран или же белую простыню. Можно и просто побеленную стену. Но более высокое качество получается при использовании листа белой бумаги. Единственный нюанс — бумага не должна быть глянцевой.

Камера при съёмке находится на очень близком расстоянии от экрана, что позволяет добиться хорошего качества резкости. Изображение выходит более ярким, и не требуется абсолютное затемнение. Но при этом могут возникнуть искажения изображения, так как получается большой угол оптических осей.

Многие пытались решить эту проблему, используя молочного цвета стекло, как экран. Оптические оси камеры и проектора совпадали, а съёмка осуществлялась на просвет. Но метод себя не оправдал, так как ровного освещения достичь очень непросто — центральная часть экрана освещается намного сильнее.

Передача изображения на компьютер

Для того чтобы оцифровать киноплёнку, подходят любые типовые видеокамеры стандартного образца. Рассматривать всерьёз видеоресурсы цифровых фотоаппаратов, планшетов и других гаджетов не стоит.

Лучше всего, если это будет цифровая видеокамера, так как при этом изображение уже получится в нужном цифровом формате. Но вполне сгодятся и аналоговые видеокамеры, правда, потом надо будет оцифровывать аналоговое изображение при помощи плат оцифровки телетюнера или специальной платы для видеомонтажа.

Снимать на цифровую камеру гораздо удобнее, так как снимается изображение сразу на носитель камеры и потом сбрасывается на компьютер. При этом в стоящем рядом компьютере нет необходимости.

Читайте также:  Как поставить приоритет загрузки с флешки

При съёмке аналоговой камерой в любом случае возникнут помехи во время записи и дальнейшего считывания с неё. Поэтому лучше всего изображение передавать сразу на компьютер.

Минусы метода

Обычно человеческий глаз воспринимает перерыв между сменами кадров как мерцание. Чтобы это мерцание было незаметным, пионеры кинематографии придумали обтюратор. При проецировании кадров на экран он своими тремя лопастями перекрывает пучок света, идущий от проекционной лампы. И именно в одно из таких перекрытий света происходит та самая смена кадра. Человеческие глаза при этом видят ровное изображение на своём экране.

Но светочувствительность видеокамеры во много раз выше, чем у человеческого глаза, поэтому в итоге на отснятых кадрах будут видны то нормальные кадры, то чёрные, то перекрытые частично обтюратором. К тому же автоэкспозиция самой камеры зачастую не может нормально настроиться на смену чёрному обычному кадру, поэтому возникают колебания яркости. Дополнительная обработка такого изображения ни к чему не приведёт.

Поэтому энтузиасты методом проб и ошибок, разработали другие способы оцифровки киноплёнки 8 мм в домашних условиях, которые дают очень неплохие результаты.

Пересъёмка по кадрам

Почти идеальный результат получается, если снимать по одному кинокадру в момент их остановки. Один видеокадр на один кинокадр. Здесь возникают технические трудности:

  • захватить кадр именно в момент остановки;
  • перегрев плёнки при длительной остановке либо при медленном движении;

Для того чтобы захваченный кадр, переданный на компьютер, строго соответствовал моменту полной остановки кинокадра, необходима доработка проектора. Чтобы синхронизировать момент захвата, на проекторе устанавливают микродатчик (выключатель). Его приводит в действие выступ, установленный на главный вал проектора. Таким образом, подаётся сигнал захвата одного кадра на компьютер.

Главная цель доработки — отрегулировать фазу срабатывания датчика в момент полной неподвижности кадра. Для этого необходимо удалить с проектора обтюратор. Настройку будет выполнить гораздо легче, так как время для захвата кадра увеличится чуть ли не в 3 раза.

Качественный захват кадра таким путём можно осуществить только на максимально маленькой скорости — до 10 к/с и менее. Поэтому для того, чтобы не допустить перегревания плёнки, энтузиасты используют определённые приёмы. Как выполнить эти пункты доработки в домашних условиях, будет сказано ниже.

Как установить датчик

Простейший датчик представляет собой микровыключатель, который можно приобрести отдельно или взять из старой компьютерной мыши. Сигнал с такого датчика будет поступать на компьютер, который при помощи соответствующей программы даст команду на захват одного кадра. Далее вал проектора делает ещё один оборот, кадр меняется, и датчик снова выдаёт сигнал на захват.

Компьютерные программы для захвата используются стандартные, найти их не составит большого труда. Они позволяют выполнять захват кадра при клике мышью по определённой кнопке программы. Для этого на нужные контакты мыши выводят сигнал от замыкания датчика.

Удаление обтюратора

Как выше было сказано, обтюратор нужно удалить для того, чтобы он своими лопастями не перекрывал свет, идущий на кадровое окно от лампы проектора.

Если проектор планируется использовать и дальше, то процедура разборки и последующей сборки проектора окажется довольно сложной. Гораздо проще будет удалить обтюратор «варварским» способом — просто срезать лопасти обтюратора ножницами по металлу.

Как не допустить перегрева плёнки

В стандартном проекторе учтена вероятность перегревания плёнки при замедленных режимах проекции и длительных остановках. Поэтому для защиты плёнки в нём имеется ещё один тепловой фильтр, который перекрывает свет лампы при падении скорости ниже 5 к/с.

Примерно на такой же скорости ведётся съёмка в настоящих условиях, и тепловой фильтр будет сильно мешать. Поэтому его или блокируют в открытом виде, или просто снимают. Сразу же встаёт вопрос, как защитить плёнку. Для этого могут использоваться три варианта действий, которые можно применить:

  • наблюдать за скоростью и сразу же отключать лампу при незапланированной остановке.
  • ставить дополнительный вентилятор;
  • менять обычную лампу на энергосберегающую, к примеру, светодиодную.
Читайте также:  Как открыть pdf на iphone

Если же в проекторе останется стандартная лампа, то к задней крышке проектора можно установить вентилятор от старого блока питания компьютера. Такой вентилятор питается током в 12 В, и напряжение можно получить от питания лампы, которое выпрямляется диодным мостиком.

Подобной вентиляции вполне хватит для охлаждения внезапно остановившейся плёнки. Во всяком случае времени для ручного отключения лампы будет достаточно, так как плёнка не пожелтеет в течение пяти секунд.

Выполнив основные доработки, можно приступать к оцифровке киноплёнки 8 мм с обработкой отснятого или захваченного в компьютер видеофайла фильтром GetDups (ГетДапс). В результате получится качественная цифровая копия старого кинофильма.

Пересъёмка «объектив в объектив»

Такой метод пересъёмки потребует пару хитростей в доработке проектора. В первую очередь, замены стандартного объектива на короткофокусный объектив от любой телескопической системы. Качества изображения будет добиться гораздо проще, если фокусное расстояние такого объектива будет близким или даже превышающим фокусное расстояние видеокамеры.

У кинолюбителей довольно популярна оцифровка киноплёнки 8 мм таким способом, так как доработки выполнить немного проще. Здесь так же, как и при покадровой пересъёмке, потребуется замена лампы, но меняется она по другим соображениям. Так как пересъёмка методом «объектив в объектив» ведётся почти с обычной скоростью, перегрев плёнки не страшен. Менее мощная лампа применяется для уменьшения светового потока на фотоприёмник видеокамеры.

При оцифровке чёрно-белой плёнки будет нелишним применить светофильтр, чтобы избежать виньетирования изображения. Он ставится между лампой и плёнкой. Лучше всего использовать интерференционный фильтр, так как у него довольно узкая пропускная полоса. Но можно использовать и обычный красный светофильтр.

Сама конструкция проектор-видеокамера устанавливается на жёсткое основание, но с таким расчётом, чтобы была возможность двигать камеру вверх-вниз и влево вправо. Это нужно для совмещения оптических осей двух объективов. Скорость проекции кадров подбирается такая, чтобы не было мигания, а запись изображения лучше сразу передавать на компьютер.

Следует упомянуть о некоторых технических моментах, которые могут возникнуть в процессе работы:

  • проектор снижает скорость ниже 5 к/с только в прогретом состоянии, в холодном же он этого делать «не хочет».
  • если на холодный проектор сразу установить маленькую скорость, то он может не начать работу. Лучше работу начинать на средних показателях, и понемногу их уменьшать.
  • повышение скорости проектора на слух довольно сложно определить. Но можно записать звук на необходимой скорости и включать эту запись для сравнения.

Собственно это основные методы оцифровки дома. Существует ещё множество ухищрений умельцев, о которых можно прочитать на форумах, поэкспериментировать, но рассказ о них — это отдельная тема. Если у вас есть свой метод оцифровки, поделитесь с нами в комментарии.

Войти

Как я сканировал кинопленку

Давным давно, еще в институте снимали мы фильмы на 8 мм. Потом пришло видео, часть пересняли, потом оцифровали и темя казалась для меня закрыта. Но недавно попросили помочь с оцифровкой сначала 8 мм, а затем и 16 мм пленки. Самый простой способ: пойти, отдать денег и успокоится не устраивал по ряду причин. Потому решил пробовать сам. достал из карманов свои очумелые ручки, включил мозг и полез в инет.

Имеем сканер со слайд нашлепкой ( из тех что проходили через меня — лучший):

Используем возможность сканирования слайдов. в конце концов чем кинопленка отличается от слайдов ? Только размером кадра.

Читайте также:  Как зайти в биос на 10 винде

ПО из комплекта сканера не подходит — лучше всего VueScan — сайт производителя кому надо найдет.
Первую пленку сканировал по сути на глаз выставляя ее то с помощью слайд адаптора, то прижимая стеклом. на выходе получаем сканированные полоски ленты примерно на 33 кадра.

Далее используя программу 8mmtoAVI выдергиваем кадры в отдельную папку. К сожалению (может ручки у меня не слишком уж очумелые) некоторые кадры отличаются на 1 пиксель . от других — видео собрать будет сложновато ( но можно).

Используя программу Fotosizer приводим все кадры к одному знаменателю и. собираем видео или программой 8mmtoAVI или любым видео редактором — выставив в опциях, что длительность кадра со вставленной картинки — 2 кадра, что будет примерно соответствовать от 12 до 16 кадров в сек.

На второй пленке надоело, что пленка все время норовит куда-то ускользнуть — сделал грандиозную приставку из 4-х линеек по 40 см, ножика и секундного клея.

Т.е. линейки лежат в углублении и фиксируют пленку, последняя движется в направляющих.

Да необходимо понять какой кусок собственно сканируется. передвигать пленку делая отметки на перфорации.

Если вы самостоятельно решили оцифровать ваши старые кинопленки 8 мм в домашних условиях, то наша статья поможет вам в этом. Данный способ оцифровки подразумевает пересъемку с экрана.

Для оцифровки понадобится кинопроектор (например «Русь»), бытовая видеокамера и стена с белой тканью (можно использовать простынь). Но нужно иметь ввиду, если видеокамера используется в режиме записи на кассету, как в данном случае, то позже придётся производить еще и оцифровку видеокассеты. Поэтому лучше использовать современную видеокамеру с цифровой записью на жесткий диск или карту памяти.

Для начала нужно разместить кинопроектор и видеокамеру на ровных поверхностях, чтобы проекция изображения от кинопроектора была ровной, без перекосов . Старайтесь установить видеокамеру таким образом, чтобы в её объектив четко попадала проекция изображения с кинопроектора.

Далее все просто: включаете запись на видеокамере и начинаете проигрывать пленку на кинопроекторе.

Конечно, результат не будет идеальным, т.к. данный способ имеет ряд недостатков:
во-первых, изображение будет искаженным, в плане пропорций, т.к. видеокамеру невозможно расположить в одной плоскости с кинопроектором, её приходится размещать либо сверху, либо сбоку проектора;
во-вторых, изображение не имеет ровных границ кадра;
в-третьих, картинка будет не четкой и с различной яркостью, так как автоэкспозиция камеры не может сфокусироваться из-за быстрой смены кадров;
в-четвертых, изображение при пересъёмке на камеру будет мерцать, из-за того, что камера воспринимает все кадры, которые проходят через кинопроектор, то есть и нормальное изображение кадра, и мелькающие черные рамки кадра.

Можно получить изображение с хорошим качеством, но для этого потребуется приобрести специальное устройство ТЕЛЕ-КИНО, американского производства Tobin.

При этом есть особенности:
во-первых, пленка должна быть идеально ровной, не скрученной, с целой не рваной перфорацией, иначе пленка будет рваться и застревать. К сожалению, пленки советского производства со временем не обладают данными качествами;
во-вторых, для оцифровки вам понадобится плата захвата, как в статье про оцифровку видеокассет в домашних условиях;
— ну и в третьих, цена самого устройства – несколько тысяч долларов.

Если вы хотите получить свои кинопленки в цифровом виде, в отличном качестве и по приемлемой цене, без вышеперечисленных затрат и недостатков, то компания ЕВРОВИДЕО всегда готова вам помочь. У нас используется профессиональное оборудование и оцифровку кинопленки производят специалисты с огромным опытом в этой области. Обращайтесь, будем рады вам!

Adblock
detector