Как добавить объем рисунку

Итак, дорогие мои, могу уверенно сказать, что вы герои – упорно пройдя через все испытания предыдущей страницы, вы, как самые целеустремленные ученики, оттачивали свои навыки, срисовывая кубик в одном положении – именно так вы учились рисовать объем в рисунке. Бродя по закоулкам новых терминов, вы сумели прийти к выводу, что на бумаге вполне возможно создать пространство. Также вы получили подпитку для развития логического мышления.

Если вы все еще полны сил и решимости, тогда продолжаем вникать в загадочную и своевольную науку под названием «как же все-таки научиться рисовать». Значится, основы рисунка – часть вторая.

Первое, что мы должны знать, прежде чем приступить к следующему практическому занятию, так это то, что абсолютно все, что вокруг нас – любой предмет – основывается на простейших геометрических фигурах, таких например как: куб, круг, конус, цилиндр (в некоторых случаях они могут сочетаться в «костяке» предмета). Сейчас нам нужно взять одну их этих фигур – ну, пусть будет, скажем, уже небезызвестный нам куб.

Надеюсь, вы уже приготовили необходимые принадлежности. Если еще нет, то настоятельно рекомендую поднять обстановку и в творческом беспорядке своего месторасположения выудить на свет божий именно их – а то, знаете ли, рисование пальцем по воздуху не приносит абсолютно никакого результата (ни практического – рисунка ведь не видно, ни теоретического – вы же не увидите, как действует та или иная нарисованная вами линия).

Итак, приготовим в первую очередь бумагу, карандаш (можно огрызок, которым ваш дедуля пользовался в школе или же современный солидный полноценный карандаш), ластик (в вашем школьном пенале обязательно должен был сохраниться хоть маленький кусочек, хотя… если у вас есть младшие сестры и братья, попробуйте одолжить у них), ну и, разумеется, линейкой пользоваться мы совсем не будем.

Приготовили? Отлично. Теперь берем карандашик и приступаем к мучению бумаги.

Аккуратненько вырисовываем грани и стороны куба – только те, которые смотрят прямо на нас. Если вы сейчас в недоумении и у вас в голове возник вопрос «Что?» или же «А как это сделать и по какому принципу?», то я настойчиво рекомендую вам вернуться в начало «игры» – то есть глянуть предыдущую статью «Упражнения на объем«. Ну а тот, кто все хорошенько запомнил, уверенно продолжает наше практическое задание.

Как передать объем в рисунке?

Следующий пункт – это нарисовать рядом (перед или позади) точно такой же куб, но только давайте представим его вращающимся на рисунке. Ближайшие грани нового куба лучше выделять как можно ярче и выразительней, и, соответственно, старайтесь соблюдать пропорции – то есть все линии должны выглядеть естественно, а противоположные друг другу грани нужно рисовать как можно ровнее (тверже, можно сказать) и параллельными. Важно также помнить теперь и о тональном отношении между этими двумя фигурами на вашем листочке.

На рисунке вы можете видеть как примерно оно – это самое тональное отношение и фигуры вообще – должно выглядеть у вас. Но не забывайте – это всего лишь ПРИМЕРНО. На самом деле расположение кубов на листе может быть подчинено только вашему желанию (лишь бы вы придерживались общих правил – смотри выше).

Для удобства можно заштриховать одну из сторон куба – тогда вам будет проще вертеть этим кубиком в пространстве и ориентироваться в его правильном изображении (то есть следить за тем, чтобы он выглядел естественно и натурально).
Наносить штрих можно или по диагонали, или же параллельно граням, а если вдруг – ну так, совсем вдруг – нам захочется акцентировать определенный угол или грань в кубе, то можно проложить штриховку еще раз, только в противоположную сторону на уже проложенной.

Не стоит забывать о том, что штриховка, как и сама фигура, будет иметь тональность соответственно к ее расположению. Ну вот, к примеру, если кубик будет повернут к нам в лицо одной из граней, то штриховка будет слабеть по мере отдаления. Это подводит нас к понятию Плановости – другими словами расположению фигуры на листе: находится ли она за какой-нибудь фигурой или же прямо перед нами.

Для приобретения необходимых навыков можно рисовать сначала углем (то есть, более мягким инструментом), а уже потом переходить на карандаш, который позволит оттачивать точность и четкость. Но если до ближайшего угольного завода три часа езды на поезде, а магазин для юных художников по какой-то причине недоступен, тогда ничего страшного – рисуем карандашом, просто с более мягким грифелем. А за углем сходите как-нибудь потом.

Читайте также:  Как настроить цифровое телевидение на телевизоре supra

И еще одно правило, которое поможет придать вашему рисунку эффект живости. В природе есть такая фишка, как отсутствие суровых линий, поэтому рисуя определенную фигуру (или предмет), нужно не забывать о том, что от углов линии грани более выделены (жирные, так сказать), а, доходя до середины, их тональность равномерно снижается. То есть это выходит как дуга – жирный-жирный-толстый-худой-почти прозрачный-худой-толстый-жирный-жирный.

Помните, мы с вами ковырялись в таком замечательном понятии, как перспектива, да? Забудьте сейчас о ней и не вспоминайте, пока я вам не скажу. Сейчас нам нужно научиться рисовать линии – ровнёхонько и прямо, а также разобраться с ужасным лабиринтом плановости фигур на плоскости бумаги.

Ну, что? Рисуем, рисуем и еще раз рисуем, как говорил батенька Ленин. Или он об учебе говорил…. но, вообщем, не важно. Суть остается той же.

Закончили свой шедевр?… Не важно, каков ответ, но сейчас, если ваши глазки устали, да и пальчики тоже, у вас есть возможность передохнуть – если вы не сидите на диете, то можете сбегать за вкусненьким бутербродом и кофе на кухню, а если все же сидите, то вперед на прогулку по свежему воздуху к ближайшему магазину с художественными причиндалами – там вас ждет уголь и неисчерпаемые запасы листов для ваших тренировок.

В общем, просто сделайте перерыв в вашей работе – это можно, более того, даже полезно, ведь на свежую голову и отдохнувший взгляд можно заметить огрехи в своих рисунках и, соответственно, исправить их.

И, когда весь кофе в кружке уже выпит, все новые приобретения (в случае если вы бегали в магазин) рассмотрены и распиханы по своим местам, можете еще раз потянуться и… вернуться к своей работе. Для начала, отойдите на несколько метров от своей работы и оцените ее отвыкшим взглядом. Если вдруг вы обнаружите, что ваши кубики до ужаса неуклюжи, их грани немного кривоваты или стороны в ссоре (ну, расползаются совершенно не поэтично), не расстраивайтесь и не впадайте в депрессию. Такое бывает – Рим ведь тоже не сразу построился.

Упорство и целеустремленность – вот ваши союзники, оптимизм — ваше оружие, а лень и уныние — противники. У вас все выйдет, просто не сдавайтесь. А сейчас вернемся к нашим наброскам и посмотрим, добились ли мы того, к чему собственно и стремились. Давайте глянем, удалось ли передать объем фигуры, то есть выглядит ли она живо (и не важно, что вышло довольно посредственно – люди ведь тоже не идеальны, верно?)

Плановость. Удалось ли вам правильно расставить кубики и с помощью рисунка показать их приближенность или наоборот – отдаление. А теперь оцените ваши старания вообщем – похоже на целое пространство на листе?

Если все удалось (и не важно, что не совсем точно – практика, товарищи, здесь нужна практика), то вы молодцы – даже можете восхвалить себя, как великого (ну почти) и неповторимого (это правда, у каждого ведь рисунок уникальный) художника.

Знаете, что мы только что сделали? Не знаете ведь, правда. Мы включили ваше аналитическое мышление. А если у вас что-то из вышеперечисленных пунктов пошло не так – не впадайте в панику, быть может ваше аналитическое мышление ну очень сонное и, чтобы его пробудить, нужно еще раз перечитать все, что вверху (начиная с «Итак…» и заканчивая «пространство на листе»), а если и это не особо помогло, то придется включить смекалку и, прочитав ЕЩЕ раз (ну так, для профилактики) обмозговать каждый пункт.

Готовы? Выдыхаем и поехали дальше.

Хотите, открою Америку, с которой знакомы абсолютно все? Нет, не ту, которая с Обамой, статуей Свободы и фаст-фудом. А ту, которая утверждает, что окружающие объекты (живые и не очень) вписываются и в другие геометрические фигуры, кроме куба.

Ну вот, к примеру, гляньте на любимую фотку в рамочке где-нибудь рядом, а именно на голову человечка, изображенного на ней. Видите? Голова первоначально вполне может вписываться в шар (ну или в овал – это уж как выйдет), а нижняя часть головы может вместиться в форме конуса. То есть, конструктивным началом, частью «костяка» в рисунке головы могут служить и эти геометрические фигуры. А теперь осмотритесь – любой предмет вокруг вас хоть в какую-нибудь геометрическую фигуру да вписывается.

Чтобы лучше уловить понятие основы рисунка, давайте еще немного поиграемся с другими геометрическими фигурками на рисунках – так, как мы перед этим игрались с кубиком, то есть порисуем их в разных ракурсах, повращаем их в пространстве на бумаге.

Читайте также:  Как правильно разогнать батарею

Про перспективу мы все еще НЕ вспоминаем. Зато помним о фишке в природе – той самой, суть которой чем-то напоминает дугу. Рисунки переднего плана – те, которые к нам ближе – рисуем тверже, а заднего, соответственно, чуть помягче, в зависимости от того, как далеко мы хотим показать этот предмет.

Забудьте об аккуратности на бумаге (и вообще об аккуратности во время работы с карандашом или углем) – сейчас это совершенно не важно. Как и ровные линии, это дело наживное. Можете немного усложнить задание, и вырисовывая всякие разные кубики, проводить еще и плоскость через ту грань, которая заштрихована. НО! Не забывайте, что плоскость (которую мы в свою очередь тоже малюем штриховкой) имеет те же права, что и фигуры – у нее своя тональность, которая соответствует ее направлению и расположению. К примеру, если она направлена вглубь листика, то она как бы угасает.

С помощью этих упражнений вы тренируете свое пространственное зрение, то есть превращаете взглядом простой листик бумаги на собственно определенную живую объемную среду, в котором обитают самые разные фигуры.

Конечно, было бы не плохо выполнять эти задания за мольбертом, но… если у вас нет его, не стоит от отчаяния рвать на себе волосы – простая бумага тоже сойдет, правда, тогда будет немного сложней увидеть всю картину, которая должна выйти, соответственно придется приложить для этого больше усилий.

Не стоит также забывать и о рисовании набросков. По-большому счету их можно разделить на два вида: зарисовки и поиски. Зарисовки – это больше эмоции, чувства и ощущения, тогда как поиски – это уже холоднокровные расчеты. То есть в первом случае работают чувства, в другом – мозг. Тем не менее второй случай приносит больше пользы – он улавливает игру света и тени, само построение объекта, цвет, тональность рисунка, его направленность и движение.

Художники-самоучки ищут секрет передачи объёма опытным путём, перерисовывая одну фотографию за другой, пытаются нарисовать все детали, изобразить каждую чёрточку, видимую глазом. Но в результате получается всё равно плоская фотография, хотя и очень похожая на оригинал.

Секрет рисования объёма в том, что в отличие от псевдообъёма (затемнение по краям объекта), существует масса тонкостей, исходящих из визуального анализа модели. Конечно, чтобы все их освоить понадобится множество часов практических упражнений — многочасовые занятия по рисованию карандашом, но для того, чтобы понимать, на что именно обратить внимание во время рисования, я выделю основные пункты. Итак, чтобы предмет на рисунке выглядел объёмным, стоит применить один из перечисленных ниже приёмов рисунка и способов изображения.

Чтобы показать объём в рисунке, стоит использовать:

1) Сквозное построение.

Прорисовка предметов и объектов насквозь, как будто это проволочные каркасы, а не реальные предметы помогает понять, из каких простых форм состоит изображаемый объект. Таким образом даже начинающий художник без труда соберёт сложную, разнообразную форму, как из конструктора, и при помощи нажима на карандаш и изменения толщины линии (то, что ближе — более широкими, жирными, тёмными линиями) предмет передаст объём предметов. Для пущей убедительности можно показать линию разреза на предмете — как будет выглядеть профиль предмета, если резануть его, например, пополам. Это тоже доказывает в глазах зрителя полноту объёма.

Но, чтобы рисунок был выразительным, и чтобы не только изобразить в рисунке объём предметов, но ещё и пространство между всеми элементами (объектами), все рисующие линии должны быть разной толщины, темноты и степени наполненности: по мере удаления они будут становиться более тонкими, лёгкими, блёклыми. Передние части эллипсов можно подчеркнуть, усилить (линия чуть жирнее, толще), тогда цилиндрические предметы «закрутятся», станут выразительнее, объёмнее.

2) Точно взятые тональные отношения (с учётом освещения).

Когда рисуете, помните, что изобразить в рисунке нужно не сам объект (лицо, деревья, складки ткани), а разницу между пятнами. Например, что светлее, верхняя плоскость яблока или боковая; тень на самом предмете или падающая от него тень; предмет или фон? Для этого, во время рисования следует задавать себе мысленно подобные вопросы и отвечать на них при помощи простого карандаша. Распределение света, теней и полутонов на предметах и вокруг них, точная их фиксация, сравнение и изображение в рисунке — гарант передачи и объёма в рисунке.

Читайте также:  Как переводить компьютер в спящий режим

3) Грамотно поставленный свет, выявляющий объём и форму.

Если вы хотите научиться рисовать с натуры, а это самое мудрое решение, какое только может быть принято начинающим художником, то не торопитесь сразу хвататься за карандаш и бумагу. Рассмотрите внимательно то, что хотите изобразить, оцените, достаточно ли хорошо освещён предмет. Свет должен выявлять форму и объём предметов и объектов, поэтому лучше выбрать источник света сверху сбоку (обычно слева): так будут хорошо прослеживаться основные тени, полутени, света, блики и, что особенно важно, рефлексы. Свет не должен быть «слепящим», то есть не должен находиться перед художником и освещать объект «в лоб», также избегайте положения источника освещения в «контражур», то есть за рисуемым предметом. Такое освещение либо совсем лишает объект теней и полутеней, либо полностью погружает его в темноту. В таких случаях объём предмета практически не прослеживается и изобразить его очень сложно.

4) Штриховка по форме.

Направление штрихов, особенно на ранней стадии обучения рисунку, имеет особое значение. Помимо разницы между тушёвкой и штриховкой, начинающий художник должен уделить внимание и распределению штрихов по поверхности предмета. Это не только сделает рисунок грамотным, с точки зрения профессионализма, но и создаст некую эстетику в рисунке, упорядоченность, методичность. А самое важное: штрих, положенные строго по направлению поверхности предмета (по форме), усиливают звучание объёма этих самых предметов, делают рисунок трёхмерным, помогают «прощупать» и передать при помощи карандаша особенности выпуклостей и вогнутостей, перетекания из одного объёма в другой. Смотрите образцы: рисунки мастеров прошлых эпох и студентов Академии имени Репина — классическая штриховка сеточкой, выявляющая форму и объём — это то, к чему вам стоит стремиться.

5) Неравномерность проработки.

Многие художники самоучки допускают досадную ошибку, стремясь одинаково тщательно прорисовать всё, что входит в рамки рисунка. Не надо так. Одинаково качественно прорисованный объём всех предметов и объектов, как ни странно, всю объёмность в рисунке уничтожает. Поэтому, самое важное прорисовываем более тщательно, скрупулёзно, а второстепенное и детали — более небрежно. Вот увидите, объёмность главных предметов только усилится.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂

Секреты художественного мастерства для начинающих художников.

Секреты – это не сложные правила рисования, которые помогут создать объем любым предметам. Запомнив основную формулу, вы с легкостью научитесь придавать объем от простых форм яблока или апельсина до сложных – лица человека.

Основные правила довольно просты, а в итоге игрa света и тени придаeт объем различным предметам, особенно в натюрморте, в графике.

Итак, стоит запомнить, основное для художника – правильно найти место для темных и светлых пятен.

Возьмите любой круглый предмет и разместите его под солнечными лучами или под искусственным освещением, к примеру, я взяла яблоко.

И вот самое светлое место на объекте, которое отражает свет – это БЛИК (на рисунке 1)!

Присмотритесь дальше и увидите рядом с бликом другое светлое пятно – это СВЕТ(на рисунке 2)!

Следующие пятна, демонстрируют переход от света к тене (полутона) – это ПОЛУСВЕТ и ПОЛУТЕНЬ(на рисунке 3)!

Самое темное место на объекте – это собственная ТЕНЬ(на рисунке 4)!

И одно из интересных явлений природы, по моему мнению, пятно светотени под названием РЕФЛЕКС (на рис. 5) это отражение плоскости (в примере, это рефлекс от стола на котором лежит яблоко) или других объектов на предмете. Обычно он немного светлее собственной тени.

Но еще, ни для кого не секрет, предмет отбрасывает собственную тень – ПАДАЮЩАЯ ТЕНЬ (на рис. 4,3.2). Падающая тень тоже может иметь градации тона, ближе от предмета тень темнее, далее светлее, на рис. 4 – самое темное место, 3 – полутень, 2 – светлое место на падающей тени.

Теперь, зная формулу придания объема любому предмету, вы сможете спокойно рисовать любые натюрморты, как красками, так и карандашами.

Полезно! А после того, как вы узнали новую информацию, ее стоит закрепить на практике. Aльбомы и записные книги Florentia – это хороший и элитный подарок, как для художника, так и для писателя. Делать заметки в записной книге и размещать фото своих работ в альбоме для фотографий.

© 2015, https:. Все права защищены. Копирование материалов сайта допускается только с указанием активной ссылки на сайт.

Adblock
detector