Как запустить программу в турбо паскале

  1. Активировать ярлык на рабочем столе и запустить TURBO PASCAL 7.1,двойным щелчком или используя контекстное меню.
  2. Нажать ОК.

Отладка программы

  1. На D диск в папке Work необходимо создать папку POIT (используйте буквы латинского алфавита. ), а в ней папку Lab1.
  2. Запуск TURBO PASCAL 7.1.
  3. В меню необходимо выбрать File―>New(только при необходимости, поскольку по умолчанию при запуске программа открывается новый файл).
  4. В меню выбрать File―>Save as… . В окне Save file as в первой строке указать (набрать) путь D:Work|POITLab1ivanov.pas.

  1. Нажать ОК.
  2. Набрать текст программы.
  3. В меню выбрать File―>Save или F2.
  4. В меню выбрать File―>Compile―>Compileили сочетание клавиш Alt+F9.
  5. В меню выбрать File―>Run―>Runили сочетание клавиш Ctrl+F9.
  6. Если при компиляции программы возникло сообщение об ошибке, необходимо устранить ее и вернуться к пункту 7.

Пример программы

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ

Дата: 05.09.2008

Лабораторная работа №1

Тема:Разработка и отладка линейных алгоритмов и программ

Цель:Сформировать умения разрабатывать и отлаживать линейные алгоритмы и программы

Программное обеспечение: TURBO PASCAL 7.1

Оснащение:персональный компьютер, практикум

Место проведения: 49 ауд.

Время проведения: 2 уч. часа

Написать алгоритм, составить блок-схему и отладить программу по выводу на экран своего имени. Буквы должны состоять из символов «*», высота каждой буквы – 5 символов.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 Тема: Разработка и отладка линейных алгоритмов и программ

Цель:Сформировать умения разрабатывать и отлаживать линейные алгоритмы и программы

Программное обеспечение: TURBO PASCAL 7.1

Оснащение:персональный компьютер, практикум

Время проведения: 2 уч. часа

Литература:

1. Немнюгин С.А. Turbo Pascal. Практикум. 2-е изд. СПб.: Питер, 2007. С. 11-62.

2. Немнюгин С. , Перколаб Л. Изучаем Turbo Pascal. СПб.: Питер, 2008. С. 15-55.

3. Павловская Т.А. Паскаль. Программирование на языке высокого уровня. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. С. 14-39, 221-223.

ВОПРОСЫ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ:

1. Опишите структуру программного модуля.

2. Что включает в себя алфавит языка Турбо Паскаль?

3. Опишите состав интегрированной программной среды.

4. Перечислите лексемы языка Паскаль.

5. Приведите примеры допустимых имен в Турбо Паскале.

Дата добавления: 2016-10-06 ; просмотров: 1160 | Нарушение авторских прав

В этом посте мы напишем с Вами первую программу на языке Турбо-Паскаль, и полностью разбирём её. А так-же установим сам язык программирования паскаль на Windows 10.

Скачиваем и устанавливаем приложение

Скачать Turbo Pascal для Windows 10,8,7,XP:

Версия x32:

Версия x64:

Когда вы выбрали нужный вам файл, его нужно установить:

  1. Распаковываем архив.
    • Для системы x32: установочного файла нет – после извлечения архива, зайдите в папку BIN и запускайте Turbo.exe.
    • Для системы x64: после распаковки – запустите установочный файл. Turbo Pascal установится на вашу систему – на рабочем столе появится ярлык для запуска программы.
    • Установка завершена.

    Ничего сложного, как видите нет. После установки Turbo Pascal, мы можем начать писать нашу первую программу.

    Первая программа на Pascal

    Текст Вашей первой программы приведен ниже. Наберите его в окне программы о котором мы говорили в предыдущем посте, стараясь не допускать ошибок.

    Пример 1

    Что же делает эта программа?

    Для того чтобы узнать это, нужно откомпилировать ее и запустить. Посмотрите на строку подсказки и Вы сразу же вспомните, что откомпилировать программу можно нажав клавишу F9 (или Alt+F9). Откомпилируйте сей шедевр, сохраните его на всякий случай (F2) и запустите на выполнение. Запустить программу можно через меню Run|Run или нажав клавишу Ctrl+F9.

    Если программа была набрана правильно, то после запуска она попросит Вас ввести Ваше имя. Наберите имя и нажмите Enter. Теперь программа поприветствует Вас лично. В данный момент экран Вашего компьютера должен выглядеть примерно так, как изображено ниже на рисунке.

    Чтобы вернуться к окну с текстом программы, нажмите Enter.

    Посмотрите ещё программы на паскале, которые мы разбирали в других статьях: про типы данных языка паскаль, про логический оператор IF, про опертор FOR. На нашем сайте ещё много написанных программ на паскале.

    Разберём нашу первую программу на Паскаль

    Попробуем разобраться в скрытом смысле каждой строки нашей программы.

    Первая строка программы начинается зарезервированным словом PROGRAM и содержит объявление имени программы: наша программа имеет имя Prog1. На самом деле, объявление имени программы необязательно, поэтому в дальнейшем эту строку мы будем опускать.

    Первая строка заканчивается разделителем точкой с запятой. Этот разделитель в языке Турбо-Паскаль показывает конец оператора или описания. Использование разделителя позволяет помещать в одной строке несколько различных операторов, но делать это не рекомендуется во избежание лишних ошибок.

    Читайте также:  Как начать программировать с нуля школьнику

    Вторая строка программы содержит объявление используемых модулей. Модуль – это дополнительный файл, который содержит процедуры, выполняющие действия, не предусмотренные стандартными операторами языка. В данной программе, например, для очистки экрана используется процедура ClrScr из модуля Crt. Позднее мы будем использовать и другие процедуры из этого модуля, а также процедуры из других модулей. Их описание будет рассматриваться далее.
    Обратите внимание на то, что зарезервированное слово uses должно следовать сразу же за объявлением имени программы или, если таковое отсутствует, в самом начале программы.

    В третьей строке Вы видите единственное слово var, означающее, что далее будут описаны одна или несколько переменных. Переменными в языке называют «ячейки» памяти, которые могут хранить какоенибудь значение. Описать переменную в Турбо-Паскале – значит указать ее имя и тип.

    В следующей строке программы описана переменная по имени Name. После двоеточия указан ее тип: string[10]. Это означает, что в программе будет использоваться переменная Name является строкой из десяти символов.

    Как видите, все четыре первые строки программы не связаны с какими либо действиями: они только содержат всякую информацию о самой программе и использующихся в ней объектах. Эта часть программы называется разделом описаний.

    Слово BEGIN, которое содержится в следующей строке программы, указывает на начало следующей части программы – раздела операторов. В этом разделе описываются последовательно все действия, которые должна выполнять программа. Раздел операторов является обязательным. В нашей программе этот раздел состоит из следующих пяти операторов.

    Хочу сказать, что далее идет информация для людей, испытывающих трудности при вводе и запуске программ. Если вам это неинтересно или не нужно, то пропускайте этот раздел и переходите ниже, к практике.

    Когда вы запускаете эту программу, то видите синее окно ввода. Именно в нем и набирается текст программы — вы вводите ее с клавиатуры. Вверху находиться полоса меню, через нее осуществляется доступ ко всем ресурсам и возможностям Турбо Паскаля. Активным меню становиться при нажатии клавиши F10. Основные взможности меню, о которых я хочу вам рассказать — это Открытие и Сохранение файлов.

    Представим, что мы начали писать в окне ввода программу, которую не закончили, и хотим дописать после. Что надо сделать? Сохранить ее на диске, а после загрузить обратно в редактор.

    Итак, запускаем Паскаль и набираем что-нибудь в онке редактора. Далее — сохраняем программу. Для этого:

    Нажимаем F10 и переходим в меню.

    Выбираем меню File, а далее — Save — открывается окно сохранения файла.

    Выбираем имя для файла и вводим его в строку ввода.

    Нажимаем Enter и файл сохраняется.

    Теперь можно выйти из программы.

    Как загрузить файл обратно в Паскаль? Программы на Паскале всегда имеют расширение .pas. Зная это, мы всегда будем безошибочно отличать их от других файлов.

    Открываем файл в Паскале:

    Запускаем Turbo Pascal и нажимаем F10.

    Выбираем меню File, после Open. Появляется окно открытия файла.

    Вводим имя файла в строку ввода или выбираем его из списка.

    Нажимаем Enter и Паскаль открывает окно редактора с текстом программы, сохраненной на диске.

    Вот и все действия, необходимые для того, чтобы успешно использовать сохранение и загрузку программ. Но кроме этого, программы необходимо запускать и проверять на ошибки. Эти действия тоже осуществляются через меню, но можно также использовать "горячие клавиши" — сочетания клавиш, при которых быстро производиться доступ к пунктам меню, без перехода к нему и соответсвующего выбора.

    Итак, мы написали программу и хотим проверить ее на ошибки. Для этого можно просто попробовать ее запустить и посмотреть, работает она или нет. Но запускать программу и проверять ее на ошибки — это разные вещи, зачем же использовать одно вместо другого? Вот и давайте рассмотрим, как сделать это все в отдельности.

    Проверка на ошибки — "компиляция".

    Имея в окне редактора текст программы, можно проверить его на ошибки — такие как ошибки синтаксиса (забыли поставить ";"), ошибки в служебных словах (написали не begin, a bigin) и другие.

    Для того, чтобы это сделать, необходимо нажать клавиши Alt-F9: нажать Alt и удерживая его нажать F9.

    После этого начнется процесс проверки и если все написано без ошибок, то появиться окно успешной компиляции, в котором будет мигать надпись

    Читайте также:  Как пользоваться приложением едадил чтобы экономить

    "Compile successfull: Press any key"

    Если же возникли какие-либо ошибки, то процесс проверки остановится на первой из них, переведя курсор в строку с ошибкой и вверху или внизу редактора появиться красная строка с названием ошибки. Названия ошибок мы будем разбирать позже.

    Процесс, который поисходит при этом, называется "компиляция".

    Компиляция — это перевод программы с языка программирования на язык машинный, понятный компьютеру.

    При нажатии сочетания клавиш Alt-F9 и происходит попытка компиляции, то есть ваша программа переводиться с Паскаля на машинный язык. И если этот процесс не будет прерван ошибками в синтаксисе, структуре или какими-либо еще, то программа может быть запущена и выполнена компьютером.

    Как это сделать — запустить программу? Читайте.

    Запуск программы — "выполнение".

    После удачного процесса компиляции программа помещается в память компьютера и оттуда может начать свое выполнение.

    Для того, чтобы выполнить ее, служит комбинация клавиш Ctrl-F9. При нажатии на эти клавиши происходит описанный выше процесс компиляции и сразу после этого происходит попытка запуска скомпилированной программы.

    Опять же, если нет ошибок, произойдет запуск программы и она начнет работу, иначе вылетит сообщение о ошибке — в виде красной строки вверху с названием ошибки и курсор переведется в строку с ошибкой.

    Вот и все, что необходимо знать о запуске программ на Паскале!

    В конце раздела сделаю уточнения, что вам надо уметь делать для успешного программирования в среде Turbo Pascal 7.0:

    Сохранять программы на диск ( F10 — File >> Save)

    Загружать программы с диска ( F10 — File >> Open)

    Компилировать программы, контролируя отсутсвие ошибок ( Alt-F9)

    Запускать программу ( Ctrl-F9)

    А теперь продолжим. Напишем очередную программку, в которой обязательно будет что-нибудь новое. В частности, я хочу вам рассказать о других типах данных — какие они бывают кроме Integer. Также хотелось бы сделать программу интерактивной — выводящей данные пользователю и принимающей их от него.

    Программирование на Паскале

    В прошлый раз мы написали программу, которая складывала переменные. Для того, чтобы завести переменные мы выбрали тип Integer, который обозначает целое число. На самом деле этих типов много, они используются для того, чтобы обеспечить совместимость переменных (строки не складывать с числами, например). Ну ладно, строки и числа. Что еще надо? Тут можно подумать, что этих двух типов совершенно достаточно. Число оно и останется числом, строка останется строкой. Но на самом деле эти два главных типа имеют много похожих, (Integer в частности). Вот их я и хочу рассмотреть.

    Чтож, начну с чисел. Смотрите, есть у нас переменная-число, о которой мы точно знаем, что в программе она не будет больше 200 и не будет отрицательной. (Например, стоимость доллара в рублях). Если мы заведем эту переменную как тип Integer, то она станет числом, но может принимать значения от -35000 до 35000. Больше она быть не может. Но мы знаем, что наша переменная никогда не будет таких размеров и не будет отрицательной. И самое здесь главное — переменная типа Integer занимает больше оперативной памяти, чем нам требуется. Значит, заводя такую переменную мы теряем память и делаем ненужные действия.

    А этого нужно постоянно избегать! Никогда не надо пренебрегать памятью и оптимизацией, в некоторых программах это может повлиять на важные вещи.

    Здесь нам подошел бы тип более маленький, способный расширяться меньше чем 35000 и не мог иметь отрицательных значений — ведь все это нам не нужно. Вот поэтому и заведено несколько типов, способных хранить числовые сначения. Как говорят, на все случаи жизни.

    Для нашей переменной подойдет тип, называемый Byte.

    Он способен хранить только положительные, только целые числа, с промежутком от 0 до 255. Он нам очень подходит! Разве нет?

    Давайте теперь запишем нашу переменную (просто для примера), назовем ее, скажем, Dollar_kurs; Пишем, помня синтаксис и раздел написания переменных.

    Вот и все. Новый тип, самый подходящий для маленьких чисел.

    Дальше — а если, наоборот, мы знаем, что переменная может быть более 35000? Если она может дойти до 15 000 000? Например, количество людей в Москве? В Integer такое число уже не влезет, при попытке присвоения такого значения значение переменной будет окончательно испорчено. Для таких переменных тоже существует свой тип — LongInt; (Это от английского Long Integer — длинное число).

    Запишем такую переменную:

    А как же быть с дробными числами? Например, мы хотим иметь переменную со значением 37,123. Типы LongInt, Integer, Byte служат для хранения только целых чисел. Для хранения дробных чисел служат другая группа типов, которых тоже несколько по тем же причинам (для выбора подходящего размера). Но пока мы не будем обращать внимание на эти типы, так как они еще нам не понадобятся. А теперь сведем все типы, которые могут хранить целые числа в таблицу (здесь есть также некоторые другие, о которых я не говорил — но тут уже все понятно):

    Читайте также:  Как отсканировать старое фото
    Обозначение типа Диапазон значений
    ShortInt -128 до 127
    Integer -32768 до 32768
    LongInt -2147483648 до 2147483647
    Byte 0 до 125
    Word 0 до 65536

    Это все целые типы, используемые в Паскале. Их вам необходимо выучить — не обязательно, конечно, точные диапазоны значений, но названия и примерные границы. Не забывайте про эту таблицу — в дальнейшем она вам может понадобиться.

    Пишем программу

    В этом уроке я хочу предложить вам модифицировать программу, написанную в предыдущем выпуске. Нам необходимо сделать, чтобы она запускалась и работала по-настоящему — принимала данные с клавиатуры и выводила ответ на экран.

    Для этого сначала напишем небольшой пример, в котором разберемся, как же выводить и принимать данные.

    У программистов существует такое негласное правило — чтобы продемонстрировать новый язык программирования, необходимо написать на нем программу, выводящую "Hello, world!", что значит "Привет, мир!". Это забавное правило придумано для того, чтобы показать хоть что-нибудь на языке, не знакомом пользователю. Я возьму это правило на вооружение и применю для того, чтобы продемонстрировать как можно вывести данные на экран.

    Итак, пишем программу, выводящую строку "Hello, world!"

    Ее текст будет выглядеть так:

    Откройте Turbo Pascal и введите эту программу. Далее — нажатием клавиш Ctrl-F9 запустите ее. Если у вас показало ошибки, исправьте их — введите программу в точности так, как я показал на примере.

    Если же программа запустилась, то она выведет вам строку Hello, world!, после чего остановиться и будет ждать дальнейших действий. При нажатии клавиши Enter она завершит работу.

    Итак, разберем эту программу по частям:

    Program Hello_world; — как обычно, заголовок программы.

    begin — начало текста программы. Заметьте, мы не используем переменных, поэтому раздел var отсутствует.

    Write(‘Hello, world! ‘); — Это строка и выводит Hello, world!. Как же это реализуется? Здесь я познакомлю вас с первой процедурой.

    Процедура Write. (Write — по-английски "писать").

    Эта процедура выводит на экран какие-либо данные. Она может выводить три основные вещи:

    Разберем, как это делается:

    Делается это след. образом. После самой процедуры, в скобках пишутся параметры. Здесь стоит обратить внимание, что все параметры, которые передаются процедурам, пишутся рядом с ними в скобках.

    Чтобы вывести строку (как в нашем случае) — необходимо ее заключить в одинарные кавычки — ‘ . Пример:

    Между символами кавычек могут быть абсолютно любые символы. Если нам надо вывести сам символ кавычек, то мы его удваиваем:

    Write(‘Здесь напечатается один символ кавычек — » . ‘);

    Далее — все просто. Параметров может быть сколько угодно, они идут через запятую. Переменные и вычисления не заключаются в кавычки. Если мы хотим, например вывести переменную с комментарием, то пишем так:

    Write(‘Значение переменной Name: ‘, Name);

    Вот пример непосредственных вычислений прямо в скобках:

    А теперь последний пример, сочетающий все вышеприведенные. Обратите внимание, что можно использовать любое количество параметров, располагая их в любом порядке:

    Write(‘Значение переменной Name: ‘, Name, ‘ Name+5 = ‘, Name+5);

    Итак, мы разобрались с процедурой Write. Разбираем программу далее.

    Следующая строка — Readln;.

    4. Readln; — это процедура чтения с клавиатуры. Разберем эту процедуру:

    Процедура Readln; — используется для чтения с клавиатуры. В нашей программе она служит для того, чтобы затормозить программу после выполнения. В этой процедуре может быть задан параметр, помещенный после нее в скобках —

    В качестве параметра может быть только переменная, ее значение будет читаться с клавиатуры.

    Итак, мы разобрали эту программу — научились читать данные и выводить их на экран. Что теперь? А теперь давайте модифицируем программу, написанную в прошлом выпуске с учетом полученных знаний. Что мы будем делать?

      Заведем три переменных — A,B,C;

    Предложим пользователю ввести по порядку две переменных — А и В;

    Сложим их и поместим результат сложения в переменную С;

    Выведем переменную С на экран;

  2. Чтобы пользователь увидел ввод, затормозим программу, ожидая нажатия Enter.
  3. Adblock
    detector