Как выполнить разбор предложения

Содержание

Просто о синтаксическом разборе предложения

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:

Если простое:

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное:

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения


Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения


Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)

Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
    • Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
    • Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
    • Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.
    Читайте также:  Как зайти в настройки антивируса

    Сказуемое

    1. Отмечаем, чем является сказуемое — простым глагольным или составным (именным или глагольным).
    2. Указать, чем выражено сказуемое:
      • простое — какой формой глагола;
      • составное глагольное — из чего оно состоит;
      • составное именное — какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

      В предложении, имеющем однородные члены.

      Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

      В предложениях с обособленными членами:

      Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

      В предложениях с обособленными членами речи:

      Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

      В сложносочиненном предложении:

      Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

      Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

      В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

      Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

      Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

      Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

      В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

      Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

      В сложном бессоюзном предложении:

      Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

      Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

      Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

      В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

      Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

      Читайте также:  Как поставить программу алиса

      По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

      Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

      Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.

      Если страница помогла, сохраните её и поделитесь ссылкой с друзьями:

      Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

      Единицы синтаксиса

      Синтаксис изучает связь слов внутри словосочетаний или предложений. Таким образом, единицами синтаксиса являются словосочетания и предложения – простые или сложные. В этой статье мы будем говорить о том, как сделать синтаксический разбор предложения, а не словосочетания, хотя нередко в школе просят сделать и его.

      Зачем нужен синтаксический разбор предложения

      Синтаксический разбор предложения предполагает подробное рассмотрение его структуры. Это совершенно необходимо для того, чтобы правильно поставить знаки препинания. Кроме того, это помогает понять связь слов внутри фразы. В ходе синтаксического разбора, как правило, даётся характеристика предложения, определяются все члены предложения и вытесняется, какими частями речи они выражены. Это так называемый полный синтаксический разбор. Но иногда этот термин используется в отношении короткого, частичного, синтаксического разбора, в ходе которого ученик только подчёркивает члены предложения.

      Члены предложения

      Среди членов предложения всегда сначала выделяют главные: подлежащее и сказуемое. Они, как правило, составляют грамматическую основу. Если в предложении одна грамматическая основа, оно простое, более одной – сложное.

      Грамматическая основа может состоять как из двух главных членов, так и включать в себя только один из них: или только подлежащее, или только сказуемое. Во втором случае мы говорим, что предложение односоставное. Если же присутствуют оба главных члена – двусоставное.

      Если, кроме грамматической основы, слов в предложении нет, оно называется нераспространённым. В распространенном предложении есть также второстепенные члены: дополнение, определение, обстоятельство; частным случаем определения является приложение.

      если в предложении есть слова, которые членами предложения не являются (например, обращение), оно все равно считается нераспространенным.

      Выполняя разбор, необходимо называть и часть речи, которой выражен тот или иной член предложения. Этот навык ребята отрабатывают, изучая в 5 классе русский язык.

      Характеристика предложения

      Чтобы дать характеристику предложению, надо указать надо его описать

      • по цели высказывания;
      • по интонации;
      • по количеству грамматических основ и так далее.

      Ниже мы предлагаем план характеристики предложения.

      По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

      По интонации: восклицательное или невосклицательное.

      Восклицательными могут быть любые по цели высказывания предложения, а не только побудительные.

      По количеству грамматических основ: простое или сложное.

      Если предложение простое, движемся дальше по плану; если сложное, путь отсюда придется пройти несколько раз: столько, сколько частей в сложном.

      По количеству главных членов в грамматической основе: односоставное или двусоставное.

      Если предложение односоставное, надо определить его вид: назывное, определённо-личное, неопределённо-личное, безличное.

      По наличию второстепенных членов: распространённое или нераспространённое.

      Если предложение чем-то осложнено, то это также надо указать. Это план синтаксического разбора предложения; лучше его придерживаться.

      Осложнённое предложение

      Предложение может быть осложнено обращением, вводными и вставными конструкциями, однородными членами, обособленными членами, прямой речью. Если какой-то из этих видов осложнений присутствует, то надо указать, что предложение осложненное, и написать чем.

      Если предложение сложное

      Если необходимо сделать разбор сложного предложения, надо сначала указать, что оно сложное, и определить его тип: союзное или бессоюзное, а если союзное, то еще и сложносочиненное или сложноподчиненное. Затем охарактеризовать каждую из частей с точки зрения состава грамматической основы (двусоставное или односоставное, тип односоставного) и наличия/ отсутствия второстепенных членов.

      Читайте также:  Как подключиться к расшаренной папке

      В таблице приведены второстепенные члены и их вопросы.

      Второстепенные члены предложения

      Вопросы

      Кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем?

      Какой? чей? который по счету?

      Где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? в какой степени?

      Второстепенные члены могут быть выражены разными частями речи, например определение:

      шерстяная юбка – прилагательное;

      юбка из шерсти – существительное;

      юбка отглаженная – причастие;

      привычка побеждать – инфинитив…

      Пример синтаксического разбора предложения

      Подчеркнем грамматические основы. Их две: знал и ты переехала . Определим части речи: знал – сказуемое, выражено глаголом в личной форме и т.д.

      Теперь подчеркиваем второстепенные члены:

      Переехала откуда? из деревни – обстоятельство, выражено существительным; куда? в город – тоже обстоятельство, тоже выражено существительным. Маша – это обращение, оно не является членом предложения.

      Теперь дадим характеристику. Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчиненное.

      Первая часть «не знал» неполная, нераспространенная.

      Вторая часть двусоставная, распространенная. Осложнено обращением.

      По окончании разбора надо составить схему сложного предложения.

      Что мы узнали?

      Синтаксический разбор призван помочь понять структуру предложения, поэтому необходимо указать все, что может быть с ней связано. Выполнять разбор лучше по плану, тогда больше шансов, что вы ничего не забудете. Необходимо не только подчеркнуть члены предложения, но и определить части речи, и дать характеристику предложению.

      Синтаксический разбор предложения в русском языке осуществляется по схеме ответов на следующие вопросы:

      1) Каково данное предложение по цели высказывания? (Повествовательное, побудительное или вопросительное).

      2) Какова эмоциональная окраска предложения ? (Восклицательное или невосклицательное).

      3) Сколько грамматических основ есть у данного предложения? (Простое – одна основа, сложное – две и более).

      Далее, если предложение простое:

      4) Односоставное предложение или двусоставное? (Если имеется и подлежащее, и сказуемое – то двусоставное, если только один главные член – то односоставное).

      5) Распространенное предложение или нераспространенное? (Есть ли второстепенные члены предложения?).

      6) Осложненное предложение или неосложненное?(Имеются ли однородные члены, вводное слово, причастный/деепричастный оборот, обращение?)

      7) Какими частями речи выражены все члены предложения? Подчеркните все члены предложения.

      8) Составьте схему предложения, обозначив грамматическую основу и осложнение, если таковое присутствует.

      Если предложение сложное, то следуем следующей схеме.

      4) Какая связь имеется в сложном предложении: союзная или бессоюзная?

      5) Какой именно способ связи используется в предложении: подчинительная, сочинительная или интонация?

      6) На основе ответа на предыдущий пункт, обозначить, к какому типу сложного предложения относится данное: сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное?

      7) Следуя инструкции разбора простого предложение, разобрать каждую из частей сложного предложения.

      Пример синтаксического разбора простого предложения.

      В букете были розы и лилии.

      Устный разбор простого предложения.

      Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное; грамматическая основа: розы и лилии были; распространенное, осложнено однородными подлежащими.

      Письменный разбор простого предложения.

      Повест., невоскл., прост., двусост., г/о розы и лилии были, распростр., осложн. однород. подл.

      Пример разбора сложного предложения.

      В букете были розы и лилии, но ей больше нравились тюльпаны.

      Устный разбор сложного предложения.

      Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, предложения связываются сочинительным союзом «но», сложносочиненное предложение. Первое предложение двусоставное, грамматическая основа розы и лилии были; распространенное, осложнено однородными подлежащими. Второе предложение двусоставное, грамматическая основа: тюльпаны нравились, распространенное, не осложнено.

      Письменный разбор сложного предложения.

      Повеств., невоскл., сложн., сложносоч., с союзом но. 1-е ПП: двусост., г/о розы и лилии были, распр., осложн. однор. подл. 2-е ПП: двусост., г/о: тюльпаны нравились, распростр., не осложн.

      Adblock
      detector