Как правильно рисовать конус

живопись, графика, обучение, фотография

Рисунок геометрических тел вращения, а именно конуса, цилиндра, шара, выполняется после того, как освоен рисунок куба. Сначала объёмные геометрические фигуры рисуют по отдельности, затем ставится натюрморт из геометрических тел. На примере изображения геометрических тел вращения усваиваются основные навыки академического рисунка. Для того, чтобы успешно рисовать сложные формы, сначала следует добиться грамотного выполнения простых заданий и хорошего уровня их выполнения. Любую форму, которую мы рисуем, при анализе можно представить как состоящую из простых геометрических форм, подход к изображению такой же, как при рисунке простых геометрических форм.

Любой рисунок начинающим следует вести исключительно с натуры. Модели гипсовых геометрических тел можно купить или изготовить самостоятельно из плотной бумаги или картона. Срисовывание с пособий, фотографий не имеет смысла и не приносит никакой пользы. Представленные мной примеры могут послужить в помощь для самостоятельного обучения или помочь при выполнении домашних заданий по рисунку, но всё же лучше всего заниматься с преподавателем.

Если вы живёте в Москве, то у вас есть возможность брать индивидуальные уроки рисунка у автора статьи.

Рисунок конуса

Конус представляет собой симметричное тело вращения, образующая конуса начинается в его вершине, совпадающей с осью вращения и заканчивается в основании. В нашем случае конус прямой, его ось перпендикулярна основанию.

При рисовании конуса сперва намечаем место и размер изображения в листе. Конус не должен быть слишком большим или маленьким, разместить его следует выше середины листа. Оптически верх конуса легче, вокруг него больше свободного пространства, поэтому конус в рисунке следует разместить выше, чем, это делается обычно.

Затем отмечаем засечкой самую верхнюю часть конуса и проводим горизонтальную ось основания. Определив таким образом высоту, определяем, насколько ширина основания меньше высоты. Рисуем засечки, ограничивающие ширину основания. При этом учитываем, что эллипс, после того, как он будет построен, немного увеличит высоту конуса.

Только после того, как определена высота и ширина, по центру проводим вертикальную ось симметрии.

Соединяем вершину конуса с основанием. Линии с краю являются самыми удалёнными от рисовальщика поверхностями, поэтому их следует рисовать светлыми.

Следующий этап — построение эллипса. При построении эллипса важно точно определить его раскрытость, насколько малый диаметр (видимый вертикальный размер) меньше, чем его ширина. Чтобы передать объём в линии, ближнюю часть овала сделаем темнее.

После того, как построение проверено, можно продолжить изображение объёмной формы конуса. Сперва находим границу света и тени. Граница представляет собой прямую линию, идущую от вершины к точке в основании. Постарайтесь верно определить, каково соотношение части, видимой на свету и части в тени. В верхней части линия немного чётче, в нижней части конуса она более плавно размыта к краям. Связано это с тем, что ближе к вершине конуса форма заворачивается сильнее, она почти приближается к угловой форме, какую мы видим на примере куба. Теневая поверхность удаляется от нас, дальний край по закону воздушной перспективы будет светлее.

Освещённая часть удаляется от зрителя, поэтому, в соответствии с законами воздушной перспективы, она будет темнее. На границе света и тени мы видим полутон, промежуточную поверхность между светом и тенью, он относится к свету, но темнее, чем освещённая часть предмета, т. к. угол падения лучей света здесь небольшой. Падающая тень темнее тени собственной. Она лежит на горизонтальной поверхности, передняя часть тени темнее. Штрих кладём по форме, сначала в направлении лучей, идущих от вершины к основанию.

Читайте также:  Как понять какая у меня видеокарта

Для лучшей передачи формы введём горизонтальные линии штриховки, показывающие сечение формы по горизонтали. Особенно важно показать, как форма заворачивается по краям. На завершающем этапе работы уточняем тональные отношения и форму. Освещённая часть чуть темнее снизу, сверху выше контраст света и тени. Теневая часть конуса снизу подсвечена рефлексом от поверхности стола, также имеется рефлекс, проходящий по дальнему краю формы.

Рисунок цилиндра

Цилиндр представляет собой простое тело вращения, у которого диаметр верхнего и нижнего основания равны, а плоскости оснований параллельны друг другу. Образующая представляет собой вертикальную линию, перпендикулярную основанию, которая вращается по окружности.

Последовательность работы над цилиндром такая же, как над рисунком конуса.

Сначала намечаем место цилиндра в листе, сразу же легким штрихом выявляем объёмную форму.

Затем работа ведётся последовательно, от большого к малому, от целого к детали. Старайтесь не давить излишне на карандаш, особенно при рисовании вспомогательных линий построения. Ластиком пользуйтесь как можно меньше. Если хотите поправить рисунок, то сначала обязательно нарисуйте правильную линию и только после того, как верная линия нарисована, можно стереть неверную. Когда стирают линию, а потом рисуют заново, то, как правило, повторяют уже сделанную ошибку.

Сначала определяем высоту, а затем ширину цилиндра, насколько она меньше. Для сравнения высоты с шириной берите за основу расстояние между нижними краями эллипсов в центральной части цилиндра.

После того, как найдены основные пропорции, рисуем осевую линию. Ось симметрии делит цилиндр ровно пополам.

Построение эллипсов начинаем с верхнего. Нам хорошо видно, как он развёрнут. Нижний эллипс развёрнут больше, чем верхний, в соответствии с законами перспективы.

Граница светотени у цилиндра проходит по вертикальной линии. Форма меняется плавно, поэтому границы размыты. Штрих кладём по форме, в вертикальном направлении. Удаляющиеся поверхности на свету становятся темнее, а в тени, наоборот, светлее. Верхнее основание оказывается в полутоне, если освещение преимущественно сбоку. Штрих этой горизонтальной плоскости аналогичен штриховке верхнего основания куба. Передний край падающей тени берёт своё начало от точки границы светотени в основании цилиндра, а дольний край тени начинается от аналогичной точки на невидимой стороне.

На завершающем этапе работы уточняем форму штрихом в горизонтальном направлении. Верхняя часть чуть ближе к свету, она будет светлее. Теневая часть подсвечена снизу, а сверху тень в контрасте с верхним основанием. Поэтому самая тёмная часть тени окажется вверху.

Рисование шара

Геометрическая форма шара самая простая из всех фигур, но для рисунка шар является самым сложным заданием. В первую очередь, начинающим сложно нарисовать ровный круг, трудно добиться плавных тональных переходов при штриховке, чтобы шар на рисунке не имел вмятин. Шар можно осветить естественным светом от окна или мягким светом с рассеивателем. Такой свет лучше, он не даёт резких теней.

При освещении лампой накаливания контраст сильнее, часто это приводит к тому, что начинающие изображают шар слишком тёмным, как будто он не из гипса, а из свинца.

Ниже представлен готовый рисунок шара. Изображения поэтапного ведения работы, построения теней, объяснения природы рефлексов появятся на сайте позже.

После того, как освоен рисунок геометрических тел по отдельности, можно приступить к рисованию группы из геометрических тел. Как правило, композиция включает в себя куб или параллелепипед, 1-2 тела вращения и шар. Рисунок кувшина также выполняется после того, как ученик умеет изображать простые геометрические формы.


Изучая курс геометрии в школе, каждый человек сталкивался с такой фигурой, как конус. Это пространственное тело, которое внешне напоминает треугольник. Состоит фигура из плоского основания, центральной оси, выходящей и центра основы до верхней крайней точки. Боковая поверхность состоит их большого количества отрезков, выходящих из вершины до края основания. О том, как нарисовать конус подробно рассмотрим дальше.

Читайте также:  Как перезапустить айфон через itunes

Черно-белый конус

Так как фигура не является сложной в построении, нарисовать конус карандашом легко. Достаточно разобрать его на составляющие. Сначала сделаем основание. Для этого рисуем две перпендикулярные прямые. Вертикальная будет короче, а горизонтальная – длиннее. Это позволит нарисовать эллипс, вытягивая его по краям.

Продлеваем вертикальную линию вверх. На некотором расстоянии от основания на этой линии делаем точку. Это будет вершиной данного конуса. Из двух противоположных точек, которые лежат по бокам эллипса, вытягиваем вверх к вершине под одинаковым углом два отрезка.

Осталось нарисовать боковую поверхность. Для этого опускаем с вершины к основанию много параллельных отрезков так, чтобы в центре их не было вовсе. Точно также рисуем горизонтальные линии, но немного выгибаем их вперед. То есть, делаем на ровные отрезки, а изгибаем их. В центре можно сделать несколько витков, но оставляем это место для блика и объема.

Черно-белый конус с тенью

Теперь более сложный способ построения фигуры. Разбираем поэтапно, как нарисовать конус. Для этого рисуем вертикаль штрихами. Ее нужно пересечь центральным перпендикуляром в виде того же штриха. Переднюю часть основания в виде эллипса делаем сплошной кривой, а заднюю – пунктиром. Это будет невидимая часть рисунка. Строим треугольник из основания к вершине. Теперь делаем тень. Для этого из левой крайней точки практически перпендикулярно к большему радиуса эллипса выводим видимый отрезок, чуть дальше центра задней части основания выводим штрихом отрезок за боковую сторону, продолжая дальше видимою частью. Все вспомогательные пунктиры вытираем.

Расставляем тени. Особое внимание следует уделить боковой части слева и чуть меньше справа. Оставляем по все поверхности полосу блика. Тень полностью закрашиваем темным цветом.

Черно-белый вариант с бликом

А теперь узнаем, как нарисовать конус с тенью немного по-другому. Рисуем треугольник, но без нижнего основания. Здесь ему нужно будет сделать эллипсоподобную кривую. За фигурой делаем зону поверхности стола.

Представляем, что источник света находится слева, тогда тень будет падать на правую сторону. Делаем темную зону в форме сужающейся полоски.

С той же правой стороны закрашиваем темным цветом карандаша темную зону, не освещенную лампой. Не забываем о том, что эта полоса должна быть шире снизу, а уже к верхней части.

Затушевываем эту полосу и немного заходим в центральную часть.

Слева нужно оставить белую полосу, не закрашенную ничем.

Объемная фигура в пространстве

И последний способ изображения будет состоять из мастер-класса, обучающего, как нарисовать объемный конус. Опять делаем сначала основание. Делим будущий эллипс горизонтальным диаметром. И соединяем вытянутыми кривыми его концы. Должен получиться эллипс. Из центра диаметра поднимаем вверх центральную ось. Из вершины рисуем две боковые линии. Соединяем ими вершину и концы диаметра.

Легкими горизонтальными штрихами затушевываем боковую правую часть снизу-вверх. Делаем округлые линии.

Добавляем такие же линии, но уже в другом направлении и делаем их вертикально. Получается темный лик справа. Ниже в этой же части рисунка делаем зону тени. Ее также затушевываем темным цветом. Это будет небольшой треугольник, но окрашен он будет не полностью темным цветом. Верхушку делаем более светлой. Получается совершенно другой вариант фигуры. Она будет смотреться как негатив предыдущих версий. Такая работа часто требуется в художественных школах, ведь для поступления в учебное заведение, в котором нужно будет рисовать, человек должен уметь делать такие наброски.

Читайте также:  Как перевести деньги на контентный счет теле2

Рисование с натуры простых геометрических тел, таких как куб, конус или шар, это один из первых и очень важный этап в обучении рисованию на курсах рисования в студии. И совсем не важно захотите ли Вы в будущем посвятить свое творчество живописи маслом или рисованию акварелью, Вам определенно следует начать именно с рисунка карандашом простых геометрических тел. Сначала по отдельности, а затем, как более сложный этап, составлять и рисовать карандашом композиции из нескольких простых тел дополненных драпировкой. Эти упражнения помогут начинающим художникам развить навыки передачи объема тел, разовьют глазомер, познакомят с такими понятиями как тень, рефлекс, блик. В дальнейшем, при рисовании сложных предметов эти знания послужат основой для правильного и реалистичного изображения пространства на плоскости. Условно, любой сложный предмет можно разбить на простые составляющие его элементы, чем сложнее форма предмета тем на большее количество простых его можно условно разбить. Чтобы научиться бегать нужно сначала научиться ходить, и рисование простых предметов карандашом с натуры это Ваши первые шаги на пути к художественному мастерству, и мы поможем Вам сделать их правильно на наших мастер-классах по живописи и рисунку. Итак за дело!

Сегодня мы будем учиться рисовать конус карандашом с натуры. Конус относится к геометрическим телам, образованным вращением. Его ось симметрии перпендикулярна основанию. Отрезок, один конец которого соединен с вершиной оси симметрии, двигаясь другим своим концом по окружности образует конус.

Композиция. Линейные построения конуса на листе

Перед началом рисования определим композицию. Легкими засечками набросаем размер нашего рисунка. Над предметом всегда нужно оставлять больше пространства. Таким образом, мы создадим ощущение воздуха в картине.

Воздушная перспектива, свет, тень. Штриховка конуса.

После того как закончены линейные построения, переходим к воздушной перспективе. Определите линию перехода от света к тени. Это будет наклонная прямая самой темной тональности. Из нее всегда выходит падающая тень.

Штриховка конуса

Штриховать можно начинать по дуге и по наклонным прямым. Делайте их не слишком длинными, так штриховка будет аккуратней от теней до полутона.

Обратите внимание, чем выше тень, тем она контрастнее. В нижней части конуса поверхность шире и на нее попадает больше отраженного света с окружающих предметов, появляется рефлекс. По боковой поверхности тоже можете наблюдать этот эффект. Поэтому здесь тень будет светлее.

Посмотрите на освещенную часть конуса. Согласно воздушной перспективе, та поверхность, которая удаляется от зрителя, становится темнее. Поэтому край слегка тонируем карандашом. Полутон между освещенной поверхностью и теневой будет насыщенней по тону. Наверху конуса образуется контраст света и тени. Сделаем блик.

Adblock detector