Как подключить zx spectrum к vga монитору

Использование платы конвертера GBS 8200

Как известно, напрямую подключить компьютер "Байт" к SVGA монитору никак нельзя. Частоты развёртки не те. Однако в последние годы стали доступны по цене китайские конвертеры видео семейства GBS (GBS 8000, 8200, 8220). Достаточно сделать заказ на Aliexpress, и через несколько недель конвертер ваш 🙂

Так вот, через этот конвертер можно подключить Байт к монитору. На плату достаточно подать сигналы RGB, синхро и GND. Однако есть небольшая проблема. Короче дело в том, что на конвертер, как и на телевизионный SCART, нужно подавать сигналы RGB с градациями яркости. В "Байте" сигналы RGB выведены без градаций, яркостной сигнал выводится отдельно на разъём RGB, не подмешиваясь к цветовым сигналам.

Я вас огорчу, но придётся паять. На практике мной опробована схема формирования двухуровневых цветовых сигналов из предыдущего раздела сайта:

Встраиваем схему в компьютер, подаём сигналы RGB, SYNC, GND с выхода компьютера на конвертер, настраиваем качество изображения через экранное меню конвертера и наслаждаемся 🙂

Конечно же конвертер не даёт идеального качества изображения, однако оно не хуже того, которое получается с выхода PAL-кодера.

Конвертер не имеет своего источника питания. В качестве блока питания я использовал ненужное зарядное устройство от мобилки. Оно выдаёт 5В при токе порядка 400&nbspмА.

На изображении, выдаваемом конвертером, бывают помехи в виде белых точек. Эта проблема решается допайкой резистора и конденсатора.

Подключение при помощи платы RGB-VGA

Очень хорошие по качеству изображения результаты даёт подключение "Байта" к SVGA монитору при помощи платы RGB-VGA.

Плата выпускается в нескольких вариантах как в виде готовых изделий, так и как конструктор для самостоятельной сборки. Я покупал свою себе плату здесь.

Для подключения платы к компьютеру требуются следующие сигналы: RGB, яркостной сигнал (I), строчный синхроимпульс (SSI), кадровый синхроимпульс (KSI), 14МГц с тактового генератора (F14MHz) и питание (+5В, GND).

Назначение контактов разъёма платы RGB-VGA:

Назначение перемычек платы:

  • INVERSE_RBGI — инверсия кода цвета: ON — инвертировать, OFF — нет;
  • INVERSE_KSI — инверсия кадровых синхроимпульсов: ON — инвертировать, OFF — нет;
  • INVERSE_SSI — инверсия строчных синхроимпульсов: ON — инвертировать, OFF — нет;
  • INVERSE_F14MHZ — инверсия тактовых импульсов : ON — инвертировать, OFF — нет;
  • VGA_SCART — выбор сигнала на разъеме VGA: ON — для SCART, OFF — для VGA (в некоторых прошивках не используется);
  • SET_FK_IN — не используется;
  • SET_FK_OUT — установка выходной частоты кадров: ON — 50/48Гц, OFF — 60 Гц ( для прошивки V3.01 — 100 Гц);
  • Более подробно по плате, перемычкам, подключению к различным Спектрумам можно почитать тут.

    Плата требует входные сигналы с ТТЛ уровнями, поэтому вариант подключения платы прямо к RGB-выходу "Байта" отпадает. Придётся паять проводами прямо к плате компьютера:

  • R — берём с 19DD65;
  • G — берём с 19DD70;
  • B — берём с 19DD63;
  • I — берём с 4DD1;
  • KSI — берём с 10DD13;
  • SSI — берём с 9DD13;
  • F14MHZ — берём с 8DD1;
  • +5В и GND лучше всего подключить прямо к разъёму питания X7 (1X7 — +5В, 2,3X7 — GND);
  • Места подпайки для подключения платы RGB-VGA на плате "Байта":

    В качестве иллюстрации работы платы — фото изображения с монитора:

    Немного статистики

    Китайский конвертер более капризный по сравнению с PAL-кодером, поэтому некоторые компьютеры, хорошо работающие с PAL-кодером, не "взлетят" при подключении к конвертору.

    Читайте также:  Как поставить классический автокад

    На практике, помимо "Байта", к китайскому конвертеру удалось успешно подключить компьютеры:
    — Игровая приставка Эльф;

    Не захотели работать с конвертером:
    — Pentagon-128 (по другим сведениям конвертор можно заставить работать с "пентагоном", если "поиграться" с настройками конвертера).

    Опции темы
    Отображение
    • Линейный вид
    • Комбинированный вид
    • Древовидный вид

    Простое подключение RGB, к монитору VGA

    Давно тут уже народ старался подключить различные компы с RGB выходом к монитору с VGA входом, но более или менее четкая схема этого устройства так и не была разработана.

    Я думаю не каждому хочется отваливать за заводской RGB to VGA конвертер кучу денег, поэтому предлагаю следующий простой способ подключения.

    В принципе именно с RGB сигналом все просто, здесь все соединяется напрямую. Загвоздка состоит в том, что для VGA требуются две синхронизации (вертикальная и горизонтальная), а со Спектрума и других подобных компов выходит одна синхронизация (смешанная). Вот с ней и разберемся.

    Для разделения смешанной синхронизации на кадровую (вертикальную) и строчную (горизонтальную) нам понадобится субмодуль синхронизации УСР из советского телевизора 3УСЦТ (можно раздобыть у любого телемастера). Теперь подключем его. 1-я нога УСР сидит на массе, 2-я и 3-я ноги не используются, 4-я нога на модуле отсутствует вообще и также не используется, на 5-ю ногу подается напряжение +12 V, на 7-ю подается напряжение +60 V, на 9-ю ногу подается сигнал со смешанными синхроимпульсами со Спектрума (или подобного компа), с 6-й ноги снимаем сигнал со строчными синхроимпульсами, с 8-й ноги — с кадровыми. Питание для УСР можно взять либо отдельно (если не охото монитор разбирать), либо прям с монитора (если он конечно не ЖК) — они легко находятся при помощи обычного тестера. +12 V можно найти на выходе блока питания монитора, +60 V идет на строчный трансформатор — можно взять оттуда. Увеличивая либо уменьшая значение +60 V (идущее на УСР) также можно регулировать ширину изображения на мониторе.

    Теперь имеем. RGB сигналы (на разъеме VGA — контакты 1, 2 и 3) соединены у нас напрямую, с 6-й ноги УСР строчные синхроимпульсы идут на 13-й контакт VGA, а с 8-й ноги — кадровые на 14-й контакт VGA. На 5, 6, 7, 8, 10 контакты VGA-разъема подаем массу (корпус). Минусы со всех питаний также идут на массу. Вот в принципе и все, должно работать. У меня все заработало с первго раза, единственное, что пришлось сделать — это уменьшить напряжение со строчника, у меня там около 90 вольт было, из-за чего изображение было очень широкое и не помещалось на экран.

    Всем удачи!

    p.s. На всякий случай привожу еще и схему УСР.

    Последний раз редактировалось =ANDRO >02:36 .

    «То, что не удаётся запрограммировать на ассемблере, приходится паять» (http://bash.im/quote/398169)

    Когда-то «ZX Spectrum» стал одним из моих первых персональных компьютеров. На нём я постигал азы программирования – от бейсика до ассемблера. И тут уместно будет вспомнить народную мудрость: «То, что не удаётся запрограммировать на ассемблере, приходится паять». Поэтому параллельно я подробно изучал схематехнику компьютера «ZX Spectrum». И так, постепенно, хобби переросло во вполне профессиональную деятельность в составе группы спектрумистов «FFC Computers». Я занимался тогда русификацией игр, дискетированием «ленточных» программ, ремонтом и доработкой Спектрумов (1995-1997 гг.)

    За три года профессиональной деятельности в этой сфере через мои руки прошло огромное количество клонов Спектрума. Приносили в ремонт и другие компьютеры, но всё же Спектрумов было подавляющее большинство. И даже однажды мне довелось подключать отечественный контроллер дисковода к фирменному Спектруму 128k (тогда это была большая редкость).

    Читайте также:  Как подключить компьютер к сети через роутер

    С тех пор у меня сохранилось огромное количество документации к различным клонам Спектрума, сопутствующим устройствам, и к другой компьютерной технике распространенной в то время. Ну и кое-какое железо экзотическое сохранилось )

    Начиная с этой публикации, постепенно буду делиться накопленной информацией. Думаю, многое будет полезно поклонникам Спектрума, да и не только )

    «Как сделать компьютер? | Building ZX Spectrum 128k clone + Beta Disk Interface + AY-3-8910 (YM2149F)»

    Как-то нашел у себя сразу несколько оригинальных плат популярнейшего клона Спектрума – «Ленинград 48k». И тогда я решил непременно собрать эту систему с полным апгрейдом до версии 128k с контроллером дисковода и, разумеется, музыкальным сопроцессором. Весь этот процесс я заснял на видео (смотрите выше) с подробными комментариями. Ниже привожу схемы, по которым работал и подробный план апгрейда.

    Принципиальная схема компьютера «Ленинград 48k»

    Монтажная схема компьютера «Ленинград 48k»

    Схема на просвет адаптированная для печати:

    Увеличение памяти компьютера «Ленинград 48k» до 128k

    Схема увеличения памяти и коррекции дешифрации портов ввода-вывода
    для импортной памяти 41256 DRAM, регенерация в 256 циклов:

    Схема увеличения памяти и коррекции дешифрации портов ввода-вывода
    для отечественной памяти 565РУ7, регенерация в 512 циклов:

    Схема увеличения памяти и коррекции дешифрации портов ввода-вывода
    при использовании двух линеек памяти 565РУ5:

    Для всех доработок используем 7 дополнительных микросхем:

    eD1 — К555(1533)ТМ9 (устанавливается поверх D31)
    eD2 — К555(1533)КП11 (устанавливается поверх D30)
    eD3 — К555(1533)ЛЕ1 (устанавливается поверх D2)
    eD4 — К555(1533)ЛА3 (устанавливается поверх D40)
    eD5 — К555(1533)ЛЛ1 (устанавливается поверх D34)
    eD6 — К555(1533)ЛИ1 (устанавливается поверх D8)
    eD7 — К555(1533)ЛЛ1 (устанавливается поверх D13)

    План соединений при апгрейде памяти:
    01. eD1-1 -> D20-26 (RESET)
    02. eD1-2 -> eD2-2
    03. eD1-5 -> eD2-11
    04. eD1-7 -> eD2-14
    05. eD1-15 -> eD3-8
    06. eD1-9 -> eD3-10
    07. eD1-3 -> D32-12 (D0)
    08. eD1-4 -> D32-15 (D1)
    09. eD1-6 -> D32-16 (D2)
    10. eD1-11 -> D32-19 (D3)
    11. eD1-13 -> D32-2 (D4)
    12. eD1-14 -> D32-5 (D5)
    13. eD1-10 -> D17-13 (2-й экран) – отрезать от земли
    14. eD1-12 -> eD7-2 (Выбор ПЗУ 128k)
    15. eD7-1 -> D1-10 -> eD7-10 (Выбор TR-DOS инвертированный)
    16. D1-11 -> через 10к к +5B
    17. D1-11 -> D29-1 (отрезать от +5B)
    18. eD7-3 -> D29-27 (отрезать от +5B)
    19. eD2-3 -> eD2-13
    20. eD2-13 -> eD4-4 -> D10-11 (A14)
    21. eD2-10 -> eD4-5 -> eD3-3 -> D10-12 (A15)
    22. eD2-15 -> D33-8 (GND)
    23. eD2-1 -> eD4-6
    24. eD2-4 -> D16-10 (отрезать от A14)
    25. eD2-9 -> D16-13 (отрезать от A15)
    26. eD2-12 -> eD5-12
    27. eD3-1 -> eD4-1
    28. eD3-2 -> D41-9 (A1)
    29. eD3-4 -> eD4-2
    30. eD3-5 -> D14-12 (WR)
    31. eD3-6 -> D14-13 (OUTIORQ)
    32. eD3-9 -> eD4-3
    33. eD5-13 -> D3-2 (H1)
    34. eD5-11 -> D21-1. D28-1 (КР565РУ7)
    35. eD5-10 -> D10-13
    36. eD5-9 -> D9-8 (WE)
    37. eD5-8 -> D21-3. D28-3 (КР565РУ7) — отрезать от D9-8

    Для соединений я использовал провод МГТФ 0.12. Термостойкая оплетка сохраняет провода в целости при плотном монтаже, а небольшое сечение провода позволяет легко перекидывать соединения со стороны пайки на сторону монтажа деталей через любые свободные отверстия на печатной плате, как показано на фото:

    Читайте также:  Как наложить музыку в программе видеомонтаж

    Другие доработки компьютера «Ленинград 48k»

    1. Стабилизация тактового генератора
    2. Нормализация строчной развертки (для кварца частотой 14000 КГц)
    3. Стабилизация кадровой развертки
    4. Корректировка прорисовки линий (дуги, окружности и т.п.)
    5. Установка ПЗУ 27C512
    6. Доработка сигнала INT

    Схема подключения контроллера XT-клавиатуры Profi:

    Схема «читалки» с магнитофона на К554СА3:

    Этапы сборки, немного фоток

    Оригинальная плата «Ленинград 48k» 1988:

    «Ленинград 48k» в сборе:

    «Ленинград 48k» с контроллером XT-клавиатуры Profi:

    «Ленинград 128k» в сборе:

    «Ленинград 128k» с контроллером дисковода и музыкальным сопроцессором:

    «Ленинград 128k» с контроллером дисковода, музыкальным сопроцессором и дисководами:

    Кстати, недавно копаясь в ворохе старого железа и документации, нашел совсем уж экзотическую вещь: настоящий ценник, видимо где-то середины 90-х:

    Да, да, контроллер тогда стоил 75 тысяч рублей )) И обратная сторона ценника порадовала не меньше – выяснилось, что он нарисован на куске перфокарты. 😉

    Да. В этом есть определенный философский подтекст: ценник на контроллер носителя информации нового поколения нарисован на обрывке носителя информации старого поколения. )

    Имя файла: DIZZY_5r_48k.zip (109K)
    MD5: e55b3dd84cba8895ebcce6b4efbe5607

    Игра «DIZZY 5». Русифицированная версия игры,
    адаптированная мной в 1996 году для спекртрума 48k.
    В архиве игра в трех форматах: TAP, HOBETA, SCL.

    Имя файла: wildseyr.zip (68K)
    MD5: 62511c9b12f42794053805e140af3009

    Игра «Сеймур на Диком Западе» (русифицированная мной в 1996 году).
    В архиве игра в формате SCL.

    Имя файла: test48k.bin (2,0K)
    MD5: 4bf68803c17aa614b7fbfa939549eaec
    Контрольная сумма прошивки: 85E7

    Тестовая прошивка 48k (модифицированная версия —
    убрал нудную процедуру заполнения экрана, ненужную проверку ПЗУ).

    Имя файла: test128k.bin (2,0K)
    MD5: 5247c2d7d5c77d270d98d6c0080493da
    Контрольная сумма прошивки: E413

    Тестовая прошивка 128k.

    Имя файла: sos48k_only.bin (16K)
    MD5: 4c42a2f075212361c3117015b107ff68
    Контрольная сумма прошивки: 1F64

    Стандартная операционная система
    для «ZX Spectrum» 48k (1982 Sinclair Research Ltd).

    Имя файла: 27512.bin (64K)
    MD5: 77cec243abe304ba3603b63b88709cae
    Контрольная сумма прошивки: 9135

    Комбинированная прошивка для ПЗУ 27512:

    Банк 1 — TR-DOS Version 5.5H Copyright (C) 1993 by Rst7.
    MD5: de4131214186667b9fb4022343d34444
    Контрольная сумма: 3F81

    Банк 2 — SOS 128k (Стандартная ОС для «ZX Spectrum» 128k).
    MD5: 97da465c399ff70b907dfd8291e8f9d3
    Контрольная сумма: 266E

    Банк 3 — SOS 48k (Стандартная ОС для «ZX Spectrum» 48k).
    MD5: 6e09e5d3c4aef166601669feaaadc01c
    Контрольная сумма: 2C86

    Сначала надо заказать печатную плату в любой специализирующейся на этом деле конторе. Набор файлов gerber & excellon для изготовления платы: http://www.cxemateka.ru/v1/Leningrad48k.rar (Источник: http://sblive.narod.ru/).

    Всё остальное можно найти в продаже. Если не найдутся отечественные детали, всегда можно найти зарубежные аналоги.

    ТТЛ-логика, предпочтительнее 1533 (аналог 74ALS) или 555 (аналог 74LS):
    1533ЛН1 (74ALS04) — 2 шт.
    1533ТМ2 (74ALS74) — 3 шт.
    1533ИЕ7 (74ALS193) — 4 шт.
    1533ЛЕ1 (74ALS02) — 1 шт.
    1533ЛП5 (74ALS86) — 1 шт.
    1533ЛА3 (74ALS00) — 1 шт.
    1533ЛИ1 (74ALS08) — 1 шт.
    1533ЛЛ1 (74ALS32) — 1 шт.
    1533КП11 (74ALS257) — 8 шт.
    1533КП13 (74ALS298) — 2 шт.
    1533ИР22 (74ALS373) — 1 шт.
    1533ИР9 (74ALS165) — 1 шт.
    1533ИР16 (74ALS295) — 1 шт.
    1533ЛА4 (74ALS10)- 1 шт.

    КМОП:
    561ИЕ10 (4520) – 1 шт.

    Процессор:
    Z80 – 1 шт.

    Постоянная память:
    EPROM 27C64 — 2 шт. или одна EPROM 27C128 (для версии 48k)

    Оперативная память:
    565РУ5 — 8 шт. или 565РУ7 — 8 шт. (первые выводы РУ7 нужно будет соединить между собой и заземлить /для версии 48k/)

    Вместо 565РУ7 можно ставить зарубежные аналоги: 41256/41257 DRAM, MB81256/MB81257 DRAM.

    Кроме того, в Спектрум можно ставить динамическую память большего объема и соотв. потребуется меньшее кол-во микросхем. Как это делается, расскажу в следующем материале.

    Узел чтения с магнитофона рекомендуется собирать по приведенной выше схеме на К554СА3 (зарубежный аналог IL311ANM).

    Adblock
    detector