Как называется музыкальный инструмент похожий на пианино

Классификация музыкальных инструментов По звучащему телу

По способу воздействия на звучащее тело

По механизму управления

По преобразованию звука

Кла́вишные музыка́льные инструме́нты — инструменты, управление звукоизвлечением в которых осуществляется при помощи клавиатуры.

Содержание

Виды клавишных музыкальных инструментов [ править | править код ]

По типу звукообразования и способу извлечения звуков клавишные музыкальные инструменты делятся на следующие группы:

Электромеханические [ править | править код ]

Электронные [ править | править код ]

Духовые [ править | править код ]

  • Клавишно-духовой (орган и его разновидности)
  • Язычковые (фисгармония, баян, аккордеон, мелодика)

Клавишные [ править | править код ]

  • Ударно-клавишные (клавикорд, фортепиано)
  • Щипково-клавишные (клавесин и его разновидности)

Самозвучащие ударно-клавишные [ править | править код ]

История клавишных инструментов [ править | править код ]

Клавишные инструменты существовали ещё в Средние Века. Орган — один из древнейших инструментов — самый старый из них. Клавиши у органа были широкими и нажимали их кулаками, они пришли на смену большим рычагам, введенным в XI веке взамен неудобных ручных задвижек. В начале XVI века широкие клавиши были заменены более удобными — узкими, с помощью которых играют и сейчас. Тем самым орган стал клавишным духовым инструментом.

Первый струнный клавишный инструмент — клавикорд. Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нём можно было играть перед большим количеством слушателей. Клавикорд, будучи намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин, был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха.

Клавикорд являлся одним из самых чутких и отзывчивых клавишных инструментов своей эпохи, эпохи барокко. При нажатии на клавишу, маленький медный квадратик под названием «тангент» ударял струну и, упираясь в неё, как бы разделял её на две части — одна из которых являлась звучащей, а другая заглушалась лентой из войлока, протянутой вдоль струн. При отпускании клавиши тангент возвращался в исходное положение, колебания переходили на всю струну и мгновенно заглушались за счет той её части, которая была заглушена войлоком. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу, или по две — такой клавикорд называется «связанный». Будучи весьма тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать крещендо и диминуэндо.

Другой клавишный инструмент — клавесин — скорее всего был изобретен в Италии в XV веке. Клавесины бывают с одним или двумя (реже с тремя) мануалами, а звук в них извлекается защипыванием струны плектром из птичьего пера (наподобие медиатора) при нажатии клавиши. Струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звук концертного клавесина — довольно резкий, но слишком слабый для исполнения музыки в больших залах, поэтому в пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Клавесин использовался также для аккомпанемента к светским песням, в камерной музыке и для исполнения партии цифрованного баса в оркестре.

Существуют также музыкальные инструменты, которые являются разновидностью клавесина по сходству с ним в звукоизвлечении, но отличные от него по конструкции: спинет, мюзелар и вёрджинел — это небольшие клавесины с одной клавиатурой (реже с двумя) диапазоном в четыре октавы. Поскольку клавесины предназначались преимущественно для домашнего музицирования, то они, как правило, были искусно декорированы и поэтому могли украшать собой домашнюю обстановку.

Читайте также:  Как обновить браузер на ноутбуке бесплатно

На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы.

Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся конструированием музыкальных инструментов для семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Он назвал своё изобретение «gravicembalo col piano e forte», что означает «клавишный инструмент, играющий тихо и громко». Это название затем было сокращено, и появилось слово «фортепиано». Несколько позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии Кристофором Готлибом Шретером (1717 г.) и французом Жаном Мариусом (1716 г.).

Устройство звукоизвлечения у фортепиано Кристофори состояло из клавиши, войлочного молоточка и специального механизма для возвращения молоточка. У такого фортепиано не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая её вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина или клавикорда. Возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны. Позднее была изобретена двойная репетиция, позволившая молоточку опускаться наполовину, что очень помогало в исполнении трелей и быстро повторяющихся нот (в частности, тремоло и других мелизмов).

Типы клавиатур [ править | править код ]

Клавиатура может быть статической или динамической. Статическая клавиатура определяет положение клавиши (нажата или отпущена); сила звука определяется другими средствами. Динамическая клавиатура определяет также и силу нажатия, соответственно и изменяет силу звучания инструмента.

Клавиатуры органа, аккордеона, клавесина и фисгармонии — статические, фортепиано, клавикорда и челесты — динамические. В электронных клавишных инструментах возможны оба варианта.

Клавиатуры бывают для рук, у органа и клавесина могут быть несколько клавиатур и тогда их называют «мануалами», а также для ног — педальная клавиатура.

Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века. Орган — один из древнейших инструментов — самый старый из них. Клавиши у органа были широкими и нажимали их кулаками, они пришли на смену большим рычагам, введенным в XI веке взамен неудобных ручных задвижек. В начале XVI века широкие клавиши были заменены более удобными — узкими, с помощью которых играют и сейчас. Тем самым орган стал клавишным духовым инструментом.

Первый струнный клавишный инструмент — клавикорд. Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством слушателей. Клавикорд, будучи намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин, был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха.

Клавикорд являлся одним из самых чутких и отзывчивых клавишных инструментов своей эпохи, эпохи барокко. При нажатии на клавишу, маленький медный квадратик под названием «тангент» ударял струну и, упираясь в неё, как бы разделял её на две части — одна из которых являлась звучащей, а другая заглушалась лентой из войлока, протянутой вдоль струн. При отпускании клавиши тангент возвращался в исходное положение, колебания переходили на всю струну и мгновенно заглушались за счет той её части, которая была заглушена войлоком. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу, или по две — такой клавикорд называется «связанный». Будучи весьма тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать крещендо и диминуэндо.

Другой клавишный инструмент — клавесин — скорее всего был изобретен в Италии в XV веке. Клавесины бывают с одним или двумя (реже с тремя) мануалами, а звук в них извлекается защипыванием струны плектром из птичьего пера (наподобие медиатора) при нажатии клавиши. Струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звук концертного клавесина — довольно резкий, но слишком слабый для исполнения музыки в больших залах, поэтому в пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Клавесин использовался также для аккомпанемента к светским песням, в камерной музыке и для исполнения партии цифрованного баса в оркестре.

Читайте также:  Как найти радиус плосковыпуклой линзы

Существуют также музыкальные инструменты, которые являются разновидностью клавесина по сходству с ним в звукоизвлечении, но отличные от него по конструкции: спинет, мюзелар и вёрджинел — это небольшие клавесины с одной клавиатурой (реже с двумя) диапазоном в четыре октавы. Поскольку клавесины предназначались преимущественно для домашнего музицирования, то они, как правило, были искусно декорированы и поэтому могли украшать собой домашнюю обстановку.

На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы.

Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся конструированием музыкальных инструментов для семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Он назвал свое изобретение «gravicembalo col piano e forte», что означает «клавишный инструмент, играющий тихо и громко». Это название затем было сокращено, и появилось слово «фортепиано». Несколько позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии Кристофором Готлибом Шретером (1717 г.) и французом Жаном Мариусом (1716 г.).

Устройство звукоизвлечения у фортепиано Кристофори состояло из клавиши, войлочного молоточка и специального механизма для возвращения молоточка. У такого фортепиано не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина или клавикорда. Возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны. Позднее была изобретена двойная репетиция, позволившая молоточку опускаться наполовину, что очень помогало в исполнении трелей и быстро повторяющихся нот (в частности, тремоло и других мелизмов).

Типы клавиатур

Клавиатура может быть статической или динамической. Статическая клавиатура определяет положение клавиши (нажата или отпущена); сила звука определяется другими средствами. Динамическая клавиатура определяет также и силу нажатия, соответственно и изменяет силу звучания инструмента.

Клавиатуры органа, аккордеона, клавесина и фисгармонии — статические, фортепьяно, клавикорда и челесты — динамические. В электронных клавишных инструментах возможны оба варианта.

Клавиатуры бывают для рук, у органа и клавесина могут быть несколько клавиатур и тогда их называют «мануалами», а также для ног — педальная клавиатура.

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Кажется, что наши предки были помешаны на музыкальных инструментах не меньше нашего и как результат, через тысячелетия, мы имеем возможность широкого выбора данных устройств. Некоторые инструменты, как, например, Эолова арфа, являются примером использования сил природы, в данном случае ветра, для извлечения звука, а примером использования научных разработок является поющая катушка Теслы. Другие пытаются имитировать звуки сразу же нескольких инструментов, как, например, недавно изобретенный струнно-клавишный-смычковый инструмент «Колесная арфа» (Wheelsharp). И, наконец, несколько инструментов изготовленных на заказ, как, например, инструмент Gameleste, созданный специально для исландской певицы Бьорк.

10. Gameleste

Gameleste специально был сконструирован для альбома и мультимедийного проекта “Biophilia” исландской певицы Бьорк, который был представлен публике в 2011 году. Ударный инструмент является сочетанием традиционного индонезийского инструмента гамлана и челесты, маленького клавишного инструмента с молоточками, которые ударяют о металлические пластины, создавая звук приближенный звуку колоколов. Инструмент был создан британским перкуссионистом и исландским органистом.

9. Шарманка Sharpsichord

У звукового инженера Генри Дега ушло 4 года на создание гигантской шарманки, которая работает на солнечной энергии. Автор назвал свое детище Sharpsichord. Инструмент представляет собой огромное металлическое устройство с граммофоном и 11 000 дырочек для смены цилиндров. Штифты, на которые устанавливают цилиндры, при вращении задевают за струны инструмента и рождается звук. Во время исполнения композиции все цилиндры меняются вручную, что занимает много времени, поэтому концерт может длиться целый день или дольше.

Читайте также:  Как посмотреть свой емаил

8. Лур

Лур – это духовой инструмент, горн, который в длину может достигать два метра и является одним из самых старинных инструментов в нашем списке. Его изображение можно найти даже на наскальных рисунках в Скандинавии. Он может иметь прямую и изогнутую форму и часто ассоциируется с периодом викингов, в Средние века существовал деревянный аналог инструмента. Когда изменились технологии, то его начали изготавливать из бронзы, например, в Дании и Германии использовали такой вариант с мундштуком.

7. Поющая катушка Теслы

Это, возможно, самый потрясающий инструмент в нашем списке, да и выглядит он как «гость из будущего». Поющая катушка Теслы представляет собой своеобразный плазменный громкоговоритель. Катушка производит напряжение сверхвысокой частоты, затем следует звуковой эффект. В результате напряжения низкие волны издают звук похожий на звук синтезатора. Так как этот звук не улавливается ухом человека, то специальная установка преобразует его, и мы можем его слышать.

6. Пирофон

Пирофон – это своеобразный орган, который производит звук в результате взрывов. Инструмент был изобретен в 19 веке случайно при разработке двигателя внутреннего сгорания. При возгорании в трубках образуется звук. Выхлоп из камеры сгорания проходит через специальные камеры и получаются звуки разной тональности. Инструмент работает на пропане или авиационном бензине.

5. Колесная лира (харди-гарди)

Колесная лира выглядит так же смешно, как и называется, но это очень важный инструмент при исполнении французских, венгерских и галицких народных песен, так как инструмент производит богатый, экзотический длительный звук, который получается во время вращения резинового колеса, задевающего струны. Инструмент звучит как струнный, но оборудован также и клавишами. Сверху он оснащен струнами, которые под напряжением издают звук похожий на звук волынки, поэтому харди-гарди часто используют именно для партии волынки в современных композициях.

4. Колесная арфа (wheelharp)

Колесная арфа – это музыкальный инструмент со струнами, которая управляется клавишами и ножным двигателем. Струны издают постоянный звук в результате трения колеса об них. Питание подается при помощи ножных педалей, которые напоминают педали пианино. Впервые инструмент был представлен публике в 2013 году в Калифорнии, а разработан по рисункам Леонардо Да Винчи. Так как не было подробных чертежей, то только благодаря музыкантам и инженерам он увидел свет. Это инструмент-оркестр, который издает полный, богатый звук.

3. Скрипка Хардангер

Это самый симпатичный инструмент из нашего списка. Скрипка Хардангер является традиционным норвежским струнным инструментом для исполнения народных песен, похожим на традиционную скрипку, но оснащенным 8-9 струнами. На 4 струнах играют традиционно, как на обычной скрипке, а другие струны создают резонанс, эхоподобные звуки. Внешне инструмент очень красивый благодаря фигурной резьбе.

2. Диджериду

Диджериду — широко известный духовой инструмент аборигенов Австралии. Его изобрели 1500 лет назад. В основном это деревянная труба, которая производит звук. Инструмент существует разной длины и разного размера, но традиционно он должен быть длинным – чем длиннее инструмент, тем ниже тон издаваемо звука. Диджериду можно найти даже на наскальных рисунках древних людей. Традиционно инструмент расписывают в цвета присущие той или иной культурной группе.

1. Эолова арфа

Эолова арфа, или воздушная арфа, — это струнный инструмент, который производит звук под воздействием силы ветра. Своё название она получила в честь греческого бога ветра Эола. Инструмент состоит из ящика и, собственно, грифа с натянутыми струнами. Если установить арфу у открытого окна, то ветер, проходя сквозь струны, способствует образованию звуковых волн. Струны натянуты так, чтобы звук производился в разных тональностях. В результате мы получаем навязчивый, даже жутковатый звук, как будто сами боги играют на арфе.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Adblock detector