Как найти объем перевозок

Количество груза, подлежащего перевозке за единицу времени – принято обозначать термином «объем грузоперевозок». Данный показатель может определять эффективность пропускного пункта, через который проходят грузы (станции, аэропорта, морского порта); различных видов транспорта или способа доставки груза из пункта отправки в пункт назначения. Чтобы рассчитать объем грузоперевозок, необходимо знать две главные характеристики: среднюю дистанцию грузоперевозок за временной период и вес перевезенных грузов за этот же период.

Тонна – основная единица измерения общей массы перевозимых грузов, более мелкие партии грузов измеряют в килограммах. Для некоторых категорий грузов есть свои единицы измерения, но они в любом случае должны приводиться к общему виду. Масса газа, который переправляют по газопроводу, измеряют в кубических метрах с последующим переводом в тонны, с учетом физических параметров газа. Суммарный объем перевозки грузов измеряется в тонно-километрах, для этого вес партии груза нужно умножить на дистанцию перевозки. Описанный способ учета был выбран из соображений целесообразности использования в логистике.

При расчете объема грузоперевозок важно знать, что данный показатель – величина переменная. Изменение объема перевозок является следствием изменения спроса на доставляемую продукцию и, как правило, влияет на стабильность работы терминала.

Распределение грузоперевозок по видам транспорта

Градация грузоперевозок по видам транспорта неравномерно. Объем перевозок на всех видах транспорта изменяется, по причине прямо пропорциональной зависимости от роста и спада производства промышленной продукции и сельского хозяйства.

Так, объем перевозок на автомобильном транспорте выше по сравнению с объемом перевозок всех остальных видов транспорта вместе взятых, поскольку большая часть грузов на первом этапе и по завершению транспортировки перевозится автомобилями.

Значительное перераспределение объема перевозок грузов по различным видам транспорта происходит в связи с появлением новых способов транспортировки и развитием имеющихся направлений. Однако некоторые виды транспорта могут показывать устойчивую положительную динамику на протяжении длительного периода, в частности водный транспорт – на протяжении четырех лет подряд с 2011 по 2015 гг. Изменение объема грузоперевозок может оказать существенное влияние на экономику региона или даже целой страны.

Объем перевозок показывает количество тонн груза, которое перевезено или планируется перевезти. Он характеризуется величи­ной, структурой и временем выполнения. Обычно объем перевозок оп­ределяется за год, квартал, месяц.

Известны несколько методов определения величины объема пе­ревозки. Основные из них: балансовый, нормативный и прямого учета. Сущность балансового метода состоит в определении общих размеров отправления и прибытия продукции по экономическим рай­онам, ее ввоз и вывоз из других районов, а также распределение этих пе­ревозок между различными видами транспорта.

Транспортно-экономический баланс состоит из трех основных частей: баланс производства или отправления грузов, их по­требления или прибытия, объема перевозок и транспортно- экономических связей. Транспортно-экономический баланс позволяет определить схемы перевозки грузов в пределах экономического района и служит основой при разработке межрайонных и внутрирайонных грузо­потоков. Оптимальные внутрирайонные и межрайонные связи являются исходной базой для определения потоков грузов по участкам транспорт­ной сети, грузооборота и средней дальности перевозок. К недостаткам этой методики следует отнести, отсутствие реальной потребности в пере­возимых грузах, а также рационального взаимодействия между видами транспорта (автомобильного и железнодорожного, автомобильного и водного и т. д.), невозможности определения коэффициента повторности перевозок; отсутствие учета объема перевозок тары и др.

Нормативный метод состоит в том, что объем отправления грузов в целом по стране, министерствам и ведомствам рассчитывается по нормативам перевозок грузов в тоннах на один миллион рублей то­варной (валовой) продукции промышленности, сельского хозяйства, строительно-монтажных работ и товарооборота.

Читайте также:  Как оформлять заказ на joom

Нормативы в тыс. т на 1 млн. руб. валовой продукции составляли: в промышленности в 1965 г. — 14,41, в 1970 — 13,15, в 1975 — 11,93 и в 1980 — 11,08, в сельском хозяйстве соответственно 37,44, 36,39, 43,81, 42,72; в строительстве (на 1 млн. руб. строительно-монтажных работ) — 115,6, 118,4, 108,9, 106,4; в торговле (на 1 млн. руб. розничного товаро­оборота) — 2,03, 1,76, 1,67 и 1,61. Эти нормативы постоянно уточняются по мере развития отраслей материального производства: для промыш­ленности — с учетом намечаемого изменения структуры выпускаемой продукции по отраслям; для сельского хозяйства — исходя из намечаемо­го изменения структуры производимой продукции, а также объема пере­возок, выполняемых тракторами с прицепами и гужевым транспортом; для строительства — с учетом намечаемого внедрения новых видов строи­тельных материалов, конструкций и улучшения методов организации строительства; для торговли — исходя из возможного изменения структу­ры розничного товарооборота.

Недостатки этого метода состоят в том, что нормативы изменяют­ся в большом диапазоне по различным промышленным предприятиям, стройкам и т. д.; невозможно определить потребность в необходимых типах подвижного состава; в основу определения норм заложены от­четные данные за несколько предшествующих лет, которые необъек­тивны из-за несовершенства учета и других причин.

Метод прямого учета заключается в непосредственном пол­ном обследовании грузообразуюших и грузопоглощающих пунктов района или города. Этот метод дает наиболее полные данные для харак­теристики грузопотоков исследуемого района в определенный период времени.

Недостатком его является большая трудоемкость работ по сбору данных и их обработке. Кроме того, ни один из перечисленных методов не дает возможности сочетать изучение грузопотоков с разработкой ме­роприятий по повышению эффективности перевозочного процесса.

Наиболее объективным методом определения объема перевозок, по нашему мнению, является метод, представляющий собой соответствие между готовой продукцией и сырьем на ее получение. В этом случае объем перевозок грузов на уровнях хозяйства в целом, отрасли и предприятия будет определяться:

где ΣQ — суммарный объем перевозок, т;

ΣQг — объем перевозок готовой продукции, т;

ΣQс — объем перевозок сырья, т;

ΣQто объем перевозок технологических отходов, т;

ΣQб — объем перевозок бракованной продукции, т;

ΣQт — объем перевозок тары, т.

В свою очередь объем перевозок сырья определяется:

где ΣQтп _ объем технологических потерь, т.

Найденный объем перевозок распределяется между видами транс­порта. Часть объема перевозок, выполняемая автомобильным транс­портом, будет являться годовым объемом перевозок, который должен распределиться между транспортными комплексами.

Неравномерность объема перевозок

Помимо величины объем перевозок характеризуется неравномерно­стью. Неравномерность перевозки — это изменение объема перевозок в тоннах во времени, т. е. по кварталам, месяцам, неделям, суткам и часам суток. Неравномерность перевозок оценивается коэффициентом нерав­номерности. Коэффициент неравномерности объема перевозок опреде­ляется по формуле

где ήw — коэффициент неравномерности объема перевозок грузов;

W(t)max — максимальная величина грузопотока (грузопоток в наиболее напряженный период), т/ч;

W(t)ср средняя величина грузопотока, т/ч.

В качестве примера на рис. 3.12 показана неравномерность перевозок некоторых строительных материалов по дням недели и дням месяца.

Рис. 3.12. Распределение объема перевозок грузов: а — по дням недели; б — по дням месяца

Неравномерность перевозок груза обусловлена неравномерностью производства продукции и ее потребления. Неравномерность производ­ства продукции — независимая переменная величина, к изменению кото­рой, в определенной степени, должна приспосабливаться транспортная организация. Неравномерность перевозок ведет к ухудшению использо­вания подвижного состава автомобильного транспорта и требует разра­ботки и организации дополнительных мероприятий.

Читайте также:  Как зайти в резервную копию icloud

Работа грузового автомобильного транспорта характеризуется двумя основными показателями:

1)объемом перевозок грузов

Объем перевозок измеряется в тоннах и показывает количество груза, которое уже перевезено или необходимо перевезти за определенный период автомобильным транспортом.

Грузооборот (Р) измеряется в тонно-километрах и показывает объем транспортной работы по перемещению груза, которая уже выполнена или должна быть выполнена в течение определенного периода времени.

Общий объем перевозок и грузооборот АТП распределяются по группам грузов в соответствии с принятой номенклатурой.

Это распределение называется структурой перевозок и грузооборота.

Структура дает количественную и качественную характеристику перевозок и показывает удельный вес каждого груза в общем объеме перевозок и грузооборота.

При определении объема перевозок необходимо учитывать, что одни и те же грузы могут перевозиться несколько раз.

Например, некоторые строительные материалы, а также промышленные или продовольственные товары сначала завозят на соответствующие склады, а затем развозятся в торговую сеть.

Повторность приводит к тому, что объем перевозок может быть больше фактического количества груза, произведенного в данном городе.

Коэффициент повторности представляет собой отношение объема перевозок в тоннах к фактически произведенному или потребляемому количеству груза

nповт=

где Qпер – количество перевезенного груза

Qпотр – потребленное количество груза

Для нужд строительства необходимо перевезти 15 тыс т различных отделочных материалов, из которых

6 тыс т – перевозится 1 раз

5 тыс т – 2 раза

4 тыс т – 3 раза

Объем перевозок груза при этом составит

(6 * 1 + 5 * 2 + 4 * 3) = 28 тыс т

Коэффициент повторности 28 тыс т /15 тыс т = 1,87

Величина коэффициента повторности зависит от правильности организации доставки груза.

Сокращение повторности перевозок – важнейшая народнохозяйственная задача.

Коэффициент повторности перевозок не должен превышать 1,1-1,3

Годовой грузооборот и объем перевозок, как правило неравномерно распределяются по отдельным месяцам и кварталам. Это ведет к неравномерному использованию ПС.

Для устранения такого несоответствия приходится принимать следующие меры:

1)привлечение ПС из других районных АТП

2)увеличение продолжительности работы на линии

Коэффициент неравномерности определяется по формуле

Так если в 1 кв перевезено 40 тыс т и выполнено 480 тыс т/км,

Во 2 кв – 47 тыс т и 705 тыс т/км

В 3 кв – 62 тыс т и 620 тыс т/км

В 4 кв – 51 тыс т и 714 тыс т/км

То среднее значение объема перевозок и грузооборота составит

Коэффициенты неравномерности будут равными отношению максимальных величин объема перевозок и грузооборота ксредним за определенный период времени.

Грузовые потоки

Грузовыми потоками (грузопотоком) называется количество груза в тоннах, следующего в определенном направлении за определенный период времени.

Грузопотоки бывают односторонние и двусторонние.

Больший по величине грузопоток будет основным (прямым), меньший – обратным.

Разность между большим и меньшим грузопотоками называется неравномерностью и вызывает порожний пробег части ПС в обратном направлении из-за невозможности обеспечения его грузом.

Грузопотоки характеризуются структурой – отраслевой, групповой и родовой.

Отраслевая структура определяется принадлежностью грузов к какой-либо отрасли народного хозяйства.

Групповая структура характеризуется принадлежностью грузов к определенной группе и их общим назначением:

— твердое и жидкое топливо

Родовая структура характеризует груз только по присущим им свойствам: сыпучие, твердые, тарные, наливные и т.д.

Для изучения грузопотоков составляют шахматные таблицы, в которых дают сведения о корреспонденции (грузообмене) между грузообразующим и грузополучающим пунктами.

Читайте также:  Как посмотреть сколько осталось интернета на телефоне

Графически грузопотоки могут быть представлены в виде схем илиэтор грузопотоков.

Этора имеет прямое (по которому следует наибольшее количество груза) и обратное направления движения груза.

Отношение величин грузопотоков в прямом и обратном направлениях называется коэффициентом неравномерности грузопотоков по направлениям.

Из эпюры грузопотоков можно определить:

1)количество груза, отправляемого из каждого пункта

2)количество груза, прибывающего в каждый пункт

3)количество груза, проходящего транзитом через каждый пункт

4)объем перевозок на каждом участке и на всей линии

5)грузооборот на каждом участке и на всей линии

6)среднее расстояние перевозки грузов

Кроме того, эпюра грузопотоков помогает выявлять нерациональные встречные перевозки, т.е. перевозки одинакового груза во встречных направлениях.

Грузопотоки могут быть представлены в виде картограмм.

Картограмма – графическое изображение грузопотоков на карте (плане, схеме), местности где осуществляются перевозки по автомобильным дорогам и улицам.

Эпюры и картограммы дают возможность наглядного представления схемы перевозок груза, что имеет важное значение для разработки маршрутов движения ПС и обеспечения высокой экономической эффективности перевозок.

Упаковка и тара.

Сохранность грузов при их транспортировке и выполнении погрузочно-разгрузочных работ обеспечивается за счет упаковки.

Под упаковкой понимается средство или комплект средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, а также защиту окружающей среды от загрязнений.

Упакование – это подготовка продукции к обращению (транспортировке, хранению, реализации и потреблению).

При перевозке грузов очень важным является соблюдение требований по упаковке грузов.

Основным элементом упаковки является тара.

Тара различна по форме и весу.

Классификацию транспортной тары можно представить следующей схемой:

— крупногабаритная (размеры превышают 1200*1000*1200мм)

— малогабаритная (размеры в пределах 1200*1000*1200мм)

2.По обороту тары:

— разовая (тара, предназначенная для однократного использования)

— возвратная (тара, бывшая в употреблении, которая подлежит возврату и повторному использованию)

— многооборотная (тара, рассчитанная на ее многократное использование)

3.По степени жесткости конструкции:

— жесткая (тара, не меняющая форму и размеры при ее наполнении)

— мягкая (тара, формы и размеры которой меняются при ее наполнении)

4.По материалу изготовления:

— тара, изготовленная из одного материала (деревянная, бумажная, картонная, металлическая, стеклянная)

— комбинированная (изготовленная их двух и более различных материалов)

5.По конструктивным особенностям:

— разборная (тара, конструкция которой позволяет разобрать ее на отдельные части и вновь собрать)

— неразборная (тара, конструкция которой не позволяет разобрать ее на отдельные части)

— складная (тара, которую можно сложить без нарушения конструкции)

— разборно-складная (тара, сочетающая в себе конструктивные особенности разборной и складной тары)

— герметичная (тара, конструкция которой обеспечивает непроницаемость газов, паров, жидкостей)

— негерметичная (тара, конструкция которой не обеспечивает непроницаемость газов, паров, жидкостей)

Наиболее распространенными видами тары, используемой при транспортировке грузов, являются:

При эксплуатации тары необходимо выполнять ряд требований:

— тару следует загружать не более номинальной массы брутто

— способ загрузки тары должен исключать появление остаточных деформаций тары

— груз в таре должен находится ниже уровня ее бортов

— опрокидывающиеся стенки тары должны быть в закрытом положении.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10070 — | 7511 — или читать все.

78.85.5.224 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Adblock
detector