Как ездить по снегу

Нашла очень интересную и актуальную на сегодняшний момент инструкцию по управлению автомобилем, рвущемся через сугробы.
Надеюсь поможет Вам. да и мне, надеюсь, пригодится 🙂

Совет: Если вы планируете зимой выезжать на кроссовере за город, то при покупке зимней резины надо отдавать предпочтение покрышкам с шипами.

Основные сложности у владельцев кроссоверов возникают в глубоком снегу. На курсах внедорожного вождения учеников в обязательном порядке отучают бездумно буксовать на снежной целине. Когда при троганьи возникла пробуксовка, продолжать давить на газ — большая ошибка. Автомобиль будет быстро закапываться. Начинать движение в снегу следует максимально плавно. Если автомобиль набирает ход медленнее, чем растут обороты, нужно переключиться на следующую передачу (на «автомате» с ручным режимом выбора передач следует штурмовать снег именно в ручном режиме).

На гидротрансформаторном «автомате» удается плавнее трогаться, и это его плюс. Но при возникновении пробуксовки сброс газа и даже нажатие на тормоз не дают мгновенной остановки колес, так как трансмиссия имеет определенную инерцию. Чтобы быстро прекратить «закапывание», тормозить предпочтительнее с селектором, переведённым в нейтральное положение.

Если понимаете, что сцепления колёс при езде «в натяг» для преодоления глубоких сугробов и снежных перемётов всё-таки не хватает, можно попробовать форсировать их сходу. То есть, отъехав назад по накатанной колее и набрав скорость, далее двигаться по снежной целине, пробивая себе путь, не сбавляя хода и поддерживая на оптимальном уровне пробуксовку. Только не забудьте в этом случае предварительно отключить противобуксовочную систему!

Почему так эффективнее? Давайте разберёмся. В этом случае мы используем инерцию — ведь кинетическая энергия тела тем выше, чем выше скорость, и в данном случае она помогает преодолевать сопротивление. Второй помощник — буксующие колёса. Так они скорее добираются до тверди — примятый снег из пятен контакта удаляется быстрее, а протекторы очищаются куда эффективнее (трение и центробежные силы этому способствуют). Кроме того, когда колёса буксуют, через опорные поверхности проскакивает больше грунтозацепов, которые цепляются за неровности. Если же под снегом обледеневшее покрытие, шипы при пробуксовке также будут работать наиболее эффективно. Иными словами, так колёса совершают бОльшую работу и развивают большее тяговое усилие.

Но если вы чувствуете, что автомобиль, «упираясь», ощутимо теряет скорость, до последнего лучше не тянуть, остановитесь, сдайте назад и с разгоном снова пробивайте колею… Но учтите — автоматическая коробка передач (гидротрансформаторная ли, DSG или вариатор), а также фрикционная муфта, подключающая вторую ось (именно такой трансмиссией оснащается большинство кроссоверов), могут быстро перегреться при такой езде. Порой 10-20 минут активного драйва по глубокому снегу достаточно, чтобы сработала тепловая защита этих узлов. Если перегрелась подключающая муфта, ваш автомобиль станет моноприводным, если перегрелась АКПП — дальнейшее движение вы вообще продолжить не сможете. На приборной панели зажжётся предупреждающая индикация, и рецепт в этом случае один — дать машине передохнуть. Дальнейшее движение можно продолжать лишь после того, как погаснет предупреждающая пиктограмма. Во всефольксвагеновской DSG, особенно это касается семиступенчатой коробки с сухими сцеплениями, часто после напряжённого драйва по глубокому снегу сцепления начинают смыкаться ударно, да так, что двигатель при трогании может заглохнуть. Здесь рецепт один, подождать пока трансмиссия остынет.

Значительно увеличить проходимость кроссовера в снежной целине могут цепи противоскольжения. Российские водители довольно редко пользуются таким оборудованием, и напрасно! Колеса в цепях успешно гребут снег даже в той ситуации, когда глубина снежного покрова намного превосходит клиренс машины. В продаже есть масса моделей этого оборудования, как отечественных, так и зарубежных производителей. В среднем комплект из двух цепей стоит около 3000 руб. Только надо помнить, что на полноприводные автомобили полагается одевать четыре цепи. Кстати, надев их, не забудьте убедиться, что они туго затянуты.

Совет: При езде по глубокому снегу не используйте такой «джиперский» прием, как стравливание давления в шинах. Он эффективен на ледовых переправах, на грунтовой целине и на песке. Вопреки часто встречающемуся заблуждению, в глубоком снегу «распластанная» покрышка с низким давлением работает хуже, чем более узкая. Хорошо накачанная покрышка легче прорезает снег и докапывается до твердой поверхности.

Читайте также:  Как на фото сделать однотонный фон

Эксперты по внедорожному вождению считают самым опасным препятствием зимой — крутой и скользкий склон. Джиперы советуют ехать на низшей из возможных передач, правда, в случае с кроссовером эту рекомендацию порой сложно выполнить: у большинства владельцев «паркетников» — АКПП. Эта трансмиссия в угоду экономии топлива норовит «подтыкать» более высокие ступени. Если ваш «автомат» имеет режим ручного выбора передачи, то стоит его задействовать. С ним коробка не будет слишком рано перескакивать «вверх».

Если есть возможность выбирать траекторию спуска, то предпочтителен кратчайший путь — строго вниз от вершины к низшей точке — так меньше вероятность, что машину потащит боком. Тем, чей автомобиль оснащен системой контроля спуска с горы, разумеется, следует включить эту электронику. Она есть, например, у Renault Koleos, Volkswagen Tiguan, Toyota RAV 4, Skoda Yeti, Land Rover Freelander… Остальным же нужно быть готовыми применить специфический джиперский прием: как только автомобиль начал скользить — немного добавить газу. Психологически это трудно: когда автомобиль потерял управление и движется, набирая ход, хочется тормозить, однако на обледеневшем уклоне часто это бесполезно. А вот добавление тяги, напротив, позволит сохранить контроль над машиной.

Когда скользкая дорога уходит круто вверх, инструкторы по внедорожному вождению рекомендуют заранее переключаться на более высокую передачу, поддерживая низкие обороты. Так меньше вероятность, что колеса сорвет в пробуксовку. И, конечно, обледенелый подъем лучше брать с разгона.

На ровной обледеневшей дороге нужен глаз да глаз, и в первую очередь за собой. Полноприводная модель способна набирать скорость гораздо быстрее, нежели моноприводная, и это создает ошибочное впечатление о хорошем сцеплении колес с дорогой. Зато замедляется полноприводник примерно так же (иногда даже хуже из-за внушительного веса), как и обычные передне- или заднеприводные собратья.

Эксперты по внедорожному вождению рекомендуют серьезно подготовиться к каждому выезду на бездорожье зимой. В обязательном порядке с собой надо иметь лопату и буксировочный трос, также следует убедиться, что телефон заряжен, а одежда — достаточно теплая и при этом располагающая к «физическим упражнениям» с лопатой в глубоком снегу. Наконец, крайне не рекомендуется штурмовать зимой бездорожье в одиночку. Оказаться вечером в обездвиженном автомобиле чревато опасными последствиями.

В заключение вновь напомним, что единственно правильный стиль езды на кроссовере за пределами дорог — это так называемая «экспедиционная манера». Перед водителем не стоит задача выиграть у воображаемого соперника или проверить предельные возможности своего автомобиля. Задача — добраться до цели наиболее эффективным способом, не повредив машину и не создав проблем для экипажа. Это верно для езды за пределами дорог в любое время года, а зимой в условиях офф-роуда надо быть вдвое более осмотрительным.

На курсах в автошколах потенциальных водителей предупреждают, что в первый год после выдачи прав лучше отказаться от идеи самостоятельного управления автомобилем в зимний период. Связано это с повышенной сложностью вождения транспортного средства по заснеженным дорогам. Даже в крупных городах дорожные службы не всегда справляются со снежным покровом на дорогах, а в сельской местности или за пределами основных трасс и вовсе очистке дороги не уделяют должного внимания. В целях собственной безопасности водитель должен заучить основные правила езды по снегу и в гололед в зимнее время года. К тому же, эти правила совсем простые и очевидные, но их несоблюдение может стоить водителю и пешеходам жизни.

Езда по снегу – основные правила

С опытом водители начинают лучше чувствовать свой автомобиль, и они даже не задумываются о том, как водить машину зимой. Но в первые годы за рулем, во время движения по участкам дороги, которые замело снегом, следует помнить об основных правилах предосторожности:

  • Двигаться следует только по дорогам, которые обозначены знаками и бордюрами. Если данное правило не соблюдается, увеличивается риск попасть колесом в яму, наехать на колдобину, бордюр или другой опасный для шины и колеса объект;
  • Поворачивать необходимо с предельной осторожности на максимально низкой скорости и очень плавно. Ни в коем случае не думайте «бросать» машину в поворот!;
  • Необходимо максимально оградиться от движения по спускам и уклонам. Если автомобиль застрянет, то задним ходом самостоятельно выбраться под уклон практически невозможно;
  • В зимний период водитель обязан устанавливать специализированную резину. Лучше, если она будет с настоящими шипами для повышения сцепления с дорогой. Не следует накачивать шину до предельных значений в зимний период;
  • Не залезайте на автомобиле в снег, который может оказаться выше радиуса колеса. Проблемы возникнут не только в краткосрочной перспективе в виде необходимости доставать автомобиль с посторонней помощью, но и велик риск попадания снега в элементы двигателя.
Читайте также:  Как проверить есть ли nfc в смартфоне

Озвученные выше правила применимы к любому типу снега. Всего же автомобилисты разделяют снег на дороге на 3 основных категории. Для каждого типа снега характерен свой стиль вождения, который позволит избежать аварий.

Езда по рыхлому снегу

В середине или начале зимы снег часто идет без дождевых осадков, и он рыхло ложится на землю. Часто за пределами города на проселочных или небольших дорогах, где практически нет трафика, такой снег может лежать нетронутый автомобилями и дорожными службами. Данный тип снега преодолевать проще всего – его необходимо проехать на хорошей скорости, старясь не тормозить.

Рыхлый снег должен разлетаться из-под колес автомобиля, и застрять в нем невозможно, если соблюдать правила движения по заснеженным дорогам.

Езда по мокрому снегу

Сложным условием для водителя автомобиля является движение по мокрому снегу. Главное правило при езде по «тяжелому» снегу – необходимо максимально исключить возможность полной остановки автомобилю. Машина должна создать собственную колею и по ней двигаться, закатывая в нее новый снег и преодолевая его шинами. Исходя из законов геометрии, чтобы задние шины на поворотах могли пройти по колее, созданной передними, лучшим вариантом будет проходить их с максимальным радиусом.

Внимание: Если машина полностью остановилась в мокром снегу, по которому она двигалась с большим трудом, лучше немного сдать назад, а после этого вновь начать движение. Это позволит вернуть автомобиль в нужную колею и дальше двигаться накатом на нее.

Обратите внимание, что если ставится задача преодолеть на автомобиле большой участок дороги с мокрым снегом, лучше озаботиться спуском давления в шинах. При движении по дороге со столь сложными погодными условиями, опустите давление в шинах до 0,7-1 атмосфер. Двигаться рекомендуется на заранее выбранной передаче, стараясь держать обороты двигателя на одном уровне. Если вы стали ощущать, что автомобиль может заглохнуть, лучше остановиться, но не с помощью тормозов, а продолжая движение на сцеплении (для ручной коробки передач) или без нажатия педали акселератора (для автоматической трансмиссии).

Езда по снежному насту

Снежный наст является одним из самых сложных условий для движения автомобиля. Если предстоит долгая поездка по снежному насту и избежать ее нельзя – важно подготовить к данному испытанию шины, а еще лучше найти партнера, которому также необходимо преодолеть тяжелый участок заснеженной дороги.

Двигаться по снежному насту следует на спущенной резине до значения в 0,3-0,4 атмосфер. Из-за льда, образованного на снежной массе, сцепление колес автомобиля снижается практически до нуля. При этом жесткая ледяная корка имеет большое сопротивление и с трудом проминается под шинами. Опускать давление в шинах рекомендуется, чтобы увеличить площадь давления на снежный наст, что позволит прогибать и разламывать ледяную корку.

Опытные водители рекомендуют при движении по снегу, покрытому льдом, поворачивать с помощью предварительной «раскатки» поворота. Для этого необходимо:

  1. Полностью остановиться перед поворотом не используя тормоза;
  2. Далее руль слегка выкручивается в сторону противоположную повороту, а автомобиль сдает назад;
  3. После этого руль поворачивается немного в сторону поворота, и автомобиль движется вперед.

В зависимости от крутизны поворота, массы автомобиля, мощности двигателя, обледенелости снега и других параметров, может потребоваться повторить описанную выше процедуру 2-3 раза. Это необходимо чтобы максимально расширить колею, с которой будет производиться поворот.

Если удалось найти партнера для езды через дорогу, на которой образовался снежный наст, он будет выступать в качестве страховки. Один из автомобилей должен двигаться вперед , продавливая под собой ледяную корку, а второй при необходимости сможет вытянуть его назад, если машина застрянет.

Езда в гололед

Правила безопасного движения в гололед практически не отличаются от методов продвижения по снегу. Однако если снежная насыпь часто встречается на дорогах малой интенсивности, то гололеду свойственно образовываться на трассах, протяженных дорогах общего пользования и в городе. При езде в гололед требуется быть предельно внимательным и не забывать о следующих правилах:

  • Из-за слабого сцепления с дорогой любые резкие движения могут привести к проскальзыванию и нежелательным заносам. Чтобы этого избежать, соблюдайте «золотое правило» — никогда не следует на скользкой дороге делать резкие движения;
  • Из правила выше выходит, что останавливать автомобиль на перекрестке или светофоре предстоит долго из-за запрета на резкий тормоз. Это значит, что необходимо увеличить дистанцию до автомобиля, следующего впереди;
  • При повороте автомобиля в гололед нога должна быть убрана с педали газа, даже если скорость автомобиля очень низкая;
  • Ни в коем случае не старайтесь объезжать такие препятствия, как люки или увеличенная снежная насыпь. Резкое движение руля может увести автомобиль в занос – лучше понизить скорость и преодолеть препятствие.
Читайте также:  Как пересылать сообщения в вайбере с комментариями

Перед тем как выезжать на дороги зимою, внимательно отнеситесь к подготовке автомобиля:

  • На нем должна быть «обута» зимняя резина;
  • Зеркала и стекла очищены от наледи;
  • С крыши должна быть удалена «снежная шапка», которая рискует оказаться на лобовом стекле при торможении, что приведет к опасной ситуации;
  • Фары, задние фонари и другие средства освещения и индикации должны быть очищены.

Если вы направляетесь в дальнюю поездку, обязательно убедитесь, что аккумулятор хорошо заряжен, и не придется заводить автомобиль при севшем источнике питания в экстремальных условиях.

Зима… Водитель, торжествуя, на авто обновляет путь… Действительно, благодаря непогоде и нерасторопности дорожных служб автомобилистам даже в крупных городах с трудом приходится прокладывать себе путь по снегу. А ведь такая езда, как мы помним из курса обучения вождению, чревата некоторыми неприятностями. Чем же грозит вождение по глубокому снегу, и как правильно ездить зимой, если снег только что выпал?

Опасность на каждом шагу

Под снегом может прятаться что угодно: колдобины, большие ямы, бордюры, всевозможные камни.

В глубоком снегу можно запросто застрять так, что без помощи буксировки не обойтись. Автоинструкторы на своих занятиях предупреждают своих учеников, что есть три состояния «опасного» снега:

«Пухляк»

Это свежевыпавший снег, очень рыхлый и не плотный. Если его много, то преодолеть такую преграду лучше на скорости, поддерживая инерцию. Снег легко разлетается в стороны, и проехать преграду легко.

Тяжелый и мокрый снег

Здесь спасением будет снижение давления в шинах. 0,7-1 атмосфер достаточно (смотрим от ситуации), чтобы машина легко ездила по такому снегу.

Во время движения по такой поверхности создается немалое сопротивление качению колес, поэтому машина быстро теряет ускорение. Поэтому следует выбрать оптимальный режим работы движка и такую передачу, чтобы хотя бы немного компенсировать сопротивление и не допустить пробуксовку колес. Двигаться лучше, так скажем, в натяг, «натаптывая» колею. Таким образом, вы почувствуете, как ведет себя автомобиль, его двигатель, колеса и другие элементы конструкции, непосредственно задействованные в столь сложной задаче.

Почувствовали, что машина идет как-то тяжеловато, начинает глохнуть? Обязательно остановитесь, но не используя тормоза.

На автоматической коробке достаточно убрать ногу с газа, а на механике выжать сцепление. Сдайте назад, при необходимости выйдите из автомобиля и посмотрите, что именно вам мешает. Далее вторая попытка, третья и далее. Движениями вперед-назад образуется колея, по которой проехать будет легче.

Особенно важно не допустить пробуксовки колес, иначе автомобиль начнет вязнуть, а уже накатанный слой сорвется. Начинать движение рекомендуется, когда передние колеса выровнены прямо. Постарайтесь, чтобы задние ехали по колее, протоптанными передними. Это позволит уменьшить сопротивление качению. А вот повороты следует просчитывать так, чтобы у них был максимально возможный радиус. Так, задние колеса пройдут по колее передних.

Наст и крупа

Это самое опасное состояние снега. Двигаться по нему нужно крайне осторожно, причем со спущенными шинами, вплоть до 0,3 атм. Двигаться лучше вперед-назад, расчищая себе путь. Наст создает большее сопротивление, а сцепление у колес минимальное.

Оптимальный вариант движения — в паре, когда первый автомобиль служит неким тараном, а второй — страховкой, то есть вытягивает первый назад.

Правила езды

Попеременно включайте заднюю и переднюю передачи, постепенно прочищая себе дорогу колесами. Если нужно повернуть, то следуйте следующим правилам:

  • Подъезжаете к повороту по прямой траектории.
  • Руль нужно немного повернуть в сторону противоположную повороту, а затем отъехать назад. На данной стадии половина каждого колеса машины должна проезжать уже по прокатанной колее, при этом вторая половина расширяет эту колею.
  • Далее немного поворачиваем руль уже в сторону поворота и едем вперед. Накатанная колея расширяется.
  • Повторяем предыдущие два шага до тех пор, пока не проедем поворот.

Видео о том, как ездить по глубокому снегу:

Adblock
detector